В гостях у программы «Хорошее утро» Александра Голикова, научный сотрудник Института химии Санкт-Петербургского государственного университета.
Александра Голикова,научный сотрудник Института химии Санкт-Петербургского государственного университета: Соль, которую мы используем на улицах для таяния снега, конечно, не поваренная, не та, которую мы употребляем в пищу, а специальный реагент. Это не хлорид натрия, а хлорид кальция. Если мы смешаем снег с такой солью, он начинает таять. Даже при пониженных температурах воздуха. Потому что у смеси воды с солью температура замерзания гораздо ниже, чем у обычной воды.
Михаил Спичка,ведущий: То, что соль и на морозе вызывает таяние снега, несомненный плюс реагента. Но наверняка есть и минусы. Насколько реагент безопасен для людей?
Александра Голикова,научный сотрудник Института химии Санкт-Петербургского государственного университета: Опасность любого вещества зависит от его концентрации в воздухе, воде или на земле. В зависимости от этого мы можем рассуждать о его безопасности. Данное вещество неагрессивно, особенно при низкой концентрации. Но если мы посыпаем снег большим количеством соли, то возникнет уже агрессивная реакция и начнётся порча обуви, коррозия кузовов машин, химические ожоги у наших любимых домашних питомцев и повреждение асфальтовых покрытий.
Дарина Шарова,ведущая: Но в случае посыпания солью снега для того, чтобы он таял, количество нужно большое?
Александра Голикова,научный сотрудник Института химии Санкт-Петербургского государственного университета: Вопрос дозирования очень непростой. Контролировать концентрацию соли на дорогах и тротуарах действительно сложная задача. И опасность состоит именно в этом – в контроле дозировок. Если придумать какой-то способ контроля, то соль безвредна и полезна. Всё-таки дороги и тротуары чистые от снега и льда лучше, чем скользкие.
Михаил Спичка,ведущий: Вы нам рассказали, что будет, если посыпать солью рыхлый снег. А если посыпать гололедицу и плотно утрамбованный снег?
Александра Голикова,научный сотрудник Института химии Санкт-Петербургского государственного университета: Это совершенно не имеет значения – посыпать снег или лёд. Кристаллы соли реагента начинают плавиться сразу при соприкосновении с замёршей водой в любом её виде. Потом они образуют плёнку на поверхности замёрзшей части воды. Эта плёнка покрывает, охватывает большой объём снега или льда и начинает взаимодействие с ним.
Дарина Шарова,ведущая: Какие существуют альтернативные способы?
Александра Голикова,научный сотрудник Института химии Санкт-Петербургского государственного университета: В Норвегии строят теплотрассы прямо под дорогами, а в Финляндии, например, применяют гранитную крошку. Причём гранитную крошку используют несколько сезонов, по весне её собирают для следующей зимы. Хотя она тоже имеет свои недостатки, если пользоваться ею вместо реагентов. Она не менее эффективна, но по весне нужны большие денежные и трудозатраты, чтобы её убрать. К тому же, она забивает стоки, канализации, и это тоже проблема. С песком та же история.
Дарина Шарова,ведущая: А вы сами, какого придерживаетесь мнения о способе обеспечения безопасности зимой?
Александра Голикова,научный сотрудник Института химии Санкт-Петербургского государственного университета: На мой взгляд, надо разумно комбинировать разные способы. Тогда мы и улучшим ситуацию, и меньше будет последствий.