Одно дело – почитание произведения классического, другое – обнаружение художественного начала в вещах, никогда не претендующих на звание шедевра. Выставка в Петропавловской крепости – своего рода эксперимент, где глубокий смысл раскрыли простые бытовые предметы прошлого.

На первый взгляд, набор этих предметов не представляет ценности. Но не для Вадима Воинова. В повседневных вещах прошлого он обнаружил скрытую характерность. Такой метод переосмысления художник назвал функциоколлажем и за 30 лет работы подарил новую жизнь сотням предметов ушедшей эпохи. На его ретроспективной выставке впервые показаны эскизные миниатюры «Кабинетные диптихи», передающие дух советской коммунальной квартиры.

Евгений Орлов,основатель и главный хранитель музейных фондов в Музее нонконформистского искусства:
«Эти предметы, как правило, немножко деформированные. Вот, например, ножницы, они сломанные, а очки — как будто на них кто-то наступил. Но эти предметы всегда уже кем-то употреблялись, были в работе, служили свою службу, у каждого своя история. Главное — поднять эту историю с палубы, прикрепить и задать импульс».

Искусствовед по образованию, Вадим Воинов долгое время работал в Музее истории Ленинграда, в задачи которого входило обследование жилых домов, идущих на капитальный ремонт. Среди дореволюционных печей он находил важные, на его взгляд, артефакты, которые объединял в отдельные истории.

Евгений Орлов,основатель и главный хранитель музейных фондов в Музее нонконформистского искусства:
«Он как-то говорил: вот, посмотри, наверно, это мини-экспозиция, где каждая работа рассказывает об определенной эпохе или деятельности человека. Или даже, например, домино. Культура домино — это ведь тоже определенный пласт». 

Каждый коллаж – фиксация автобиографии в деталях. Это череп советского гражданина, а вот свидетельство о браке со стервой. Колкие наброски бытовой жизни сменяют пронзительные зарисовки Великой Отечественной войны. С каждой безделицей трагической поры связано какое-то переживание или утрата. Общенациональная и при этом глубоко личная.

Вера Ловягина,хранитель фонда современной живописи и графики государственного Музея истории Санкт-Петербурга: 
«Девятилетним мальчиком когда он был, его отец был репрессирован, и глубокая детская травма была пронесена через всю его жизнь, и в каждом коллаже его личная история. Я его знала как человека ироничного, но с большой раной, которая присутствовала».

Вадим Воинов стремился утвердить вещь как точку отсчета сознания, не зависящую от привычного нам понятия времени. Попав в руки художника, ножницы, фигурки животных, проездные билеты, вышли в четвертое измерение и, кажется, не только заговорили голосами своих первых владельцев, но и стали ими метонимически. Мы чувствуем их дыхание.