В 1976 году в Берлине на конкурсе молодежных оркестров имени Герберта фон Караяна коллектив музыкальной школы имени Чюрлениса под руководством Саулюса Сондецкиса, в состав которого входили учащиеся 12-17 лет, удостоился первой премии.
Это было мировое признание и новый виток головокружительной карьеры Сондецкиса. Он выступал по всему миру. Но Петербург любил особо. Иначе не создал бы здесь 30 лет назад оркестр «Петербургская камерата» из студентов Ленинградской консерватории, где Сондецкис был почетным профессором. Этой весной большим фестивалем в Петербурге отмечают юбилей оркестра и его создателя. Главная движущая сила фестиваля — его сын виолончелист Витаутас Сондецкис.
С Витаутасом Сондецкисом мы встретились на выставке фотографий его отца, которыe сделал еще один литовский классик, но уже фотографии, Антанас Суткус. Эти кадры были сняты в течение нескольких дней репетиций. Конечно, это не те снимки, что попадают на афишы или праздничные буклеты, но о Сондецкисе-человеке они дают довольно точное представление.
Удивительно, но при всей внешней строгости и застегнутости на все пуговицы на сцене, почти все, кто хоть раз общался с этим дирижером, могут рассказать про него свою личную историю. Так, например, Михаил Симонян, который в вечер открытия за дирижерским пультом, вспомнил, как Саулюс Сондецкис его, 10-летнего мальчишку, настраивал на первое большое выступление.
А знаменитый виолончелист Давид Герингас, которого называли лучшим учеником мастера, не скрывает: Сондецкис до сих пор оказывает на него колоссальное влияние
В вечер открытия фестиваля «Камерата» на сцене Большого зала Филармонии удалось собрать настоящий звездный десант, который съехался в Петербург со всего мира.
Саулюса Сондецкиса не стало в 2016 году. Он прожил счастливую творческую жизнь и умер в кругу самых близких людей.