В гостях у программы «Хорошее утро» Александра Голубева, филолог, лингвист.
Василий Киров,ведущий: Нам уже никуда не деться от интернета, но с интернет — зависимостью растёт безграмотность. Как вы прокомментируете эту ситуацию?
Александра Голубева,филолог, лингвист: Поспорю с вами. Как возникает этот миф о росте безграмотности? Грамотный человек заходит в интернет, видит там написанные с ошибками комментарии, сообщения и начинает думать: «Как же плохо и безграмотно начали писать люди». Человек упускает из виду, что люди, которые писали грамотно 30 лет назад, они и сейчас пишут в интернете грамотно. А те, кто сейчас в интернете пишет безграмотно, это люди, которые 30 лет назад вообще не писали. Это могут быть очень юные господа.
Людмила Ширяева,ведущая: Но вы же не будете отрицать, что в интернете появляется некий сленг, довольно странное сокращение слов? Разве это не деградация?
Александра Голубева,филолог, лингвист: Изначально и традиционно лингвистика разделяла два типа речи: письменная литературная и устная разговорная. Они работают по совершенно разным принципам. А потом появился интернет, в котором мы вроде пишем, но на самом деле ведём диалог, беседуем. Речь интернета работает по принципу устной разговорной речи. А наши ожидания состоят в том, что раз написано буквами, то должно быть литературно.
Василий Киров,ведущий: А как же многочисленные программы, которые исправляют самую безграмотную речь?
Александра Голубева,филолог, лингвист: Наша грамотность – это в меньшей степени выученные правила, а в большей степени наша насмотренность и начитанность. Человеческий мозг – это нейросеть, он так и работает – обучается на массиве текстов и материалов. Если ты пятьдесят раз увидел правильно написанное слово, ты уже не сможешь написать его неправильно, потому что у тебя в мозге отпечатался графический образ этого слова. Программы, исправляющие неправильно написанные слова хороши тем, что мы в итоге видим правильно написанное слово, запоминаем, обучаемся грамоте. Массив правильных примеров все равно копится в голове.
Людмила Ширяева,ведущая: Смайлики и эмодзи – это ещё один новый язык или это невозможность человека выразить свои мысли и эмоции словами?
Александра Голубева,филолог, лингвист: В живом общении мы не способны передать всю нужную информацию только словами, мы передаём её жестами, мимикой, интонацией. Смайлики и эмодзи как раз компенсируют то же самое в нашем общении на просторах интернета. И это в высшей степени естественно добавлять эмоциональные маркеры к речи, которая является подобием разговорной.