Невский, 14. Единственное советское здание на участке главного городского проспекта от Адмиралтейства до площади Восстания. Оно возникло на месте разобранного в 1915-м году жилого дома. Больше четверти века в едином фасаде Невского зияла дыра. Школу возвели всего за 54 дня по проекту молодого архитектора Бориса Рубаненко. Он сумел вписать в историческую перспективу здание абсолютно советской стилистики — ритмичное, но практически лишённое украшений. Осенью 39-го школа приняла первых учеников. А 21 июня 41-го года её выпускники, полные надежд и предвкушении, встречали рассвет на берегу Невы. Они слышали гул пролетевших в сторону Кронштадта военных самолётов, но не придали значения. Для них, как для большинства ленинградцев, война начнётся только после рассвета. С первых же бомбёжек и артобстрелов стало понятно, что это место на Невском хорошо простреливается. Новый учебный год не эвакуированные ученики 5-ой школы начали в стенах других учебных заведений. Для многих детей, особенно в первую блокадную зиму, школа означала спасение.
Из воспоминаний Ирины Шелепиной:
«Мы ходили в школу между развалинами и баррикадами даже тогда, когда были артиллерийские обстрелы. Было страшно, но голод пересиливал страх – детям в школе давали жидкий дрожжевой суп.»
В пустующей школе разместились отряд МПВО и пункт оказания медицинской помощи. Всю блокаду девятиклассники несли дежурства на крыше альма-матер, обезвреживая бомбы с зажигательной смесью. Летом 43-го, когда авиабомбёжки прекратились, а артобстрелы, напротив, усилились, на фасаде школы появилась надпись: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Такие надписи наносили бойцы МПВО на северные и северо-восточные стороны улиц Ленинграда. После окончания войны все надписи в городе были закрашены. Но несколько из них вернули в 60–70-х годах по инициативе поэта Михаила Дудина. Эта надпись на Невском,14 была восстановлена первой — в 1962-м году. Память о блокаде. Символ будничной стойкости горожан. Подвига, который совершался, как дыхание, как сама жизнь — изо дня в день.