Как в Петербурге строят самые мощные атомные ледоколы в мире и какое слово они скажут в международной битве за Арктику — репортаж Андрея Фёдорова.
Андрей Фёдоров, корреспондент: «Петербург, Васильевский остров, устье Большой Невы. Балтийский завод — родина единственного в мире атомного ледокольного флота. Именно отсюда Россия покоряет Арктику. И именно здесь строят суда, которые, обеспечивают проход Северного морского пути — самого короткого маршрута с Запада на Восток страны и из Европы в Азию».
Подняться на мачту, побродить по строительным лесам, обойти пешком и снять со всех х ракурсов пока еще возможно. До спуска атомохода «Урал» на воду остается несколько дней. И да, это еще не готовый корабль, а, как говорят сотрудники завода, заказ, выполненный лишь на 42%. Доделывать будут на достроечной набережной. Но мощь судна уже ощущается. Особенно, когда оказываешься под ним, где на стапель наносят последние штрихи — насалку, смесь парафина и вазелина.
Валерия Дитковская, начальник отдела общепроектных и спусковых работ Балтийского завода: «Вспомните себя в детстве: все любили на саночках кататься с горки, вот только саночки у нас очень большие, а горка у нас покрыта не льдом, а насалкой, которая прекрасно скользит, не хуже, чем лед. Только лед бы у нас растаял, а это не потрескается и не растает. И наши саночки повезут корабль в первое путешествие».
Сейчас на Балтийском заводе одновременно строят три таких гиганта. С «Сибири» открывается замечательный вид на Арктику — самый первый ледокол этой серии, то есть по окончанию строительства и «Сибирь», и «Урал» будут выглядеть примерно так.
Названия выбраны не случайно. С такими же льды ломали советские атомоходы. «Арктика» — первое в истории судно, достигшее Северного полюса.
Ледокол «Сибирь» оказался там же вторым. «Уралом», который только готовится к спуску, изначально называли судно «50 лет победы». И оно единственное из трех, которое до сих пор бороздит океаны. Остальные отслужили свой срок. И им нужна замена.
Андрей Федоров, корреспондент: «Новые реакторные установки — это один из примеров даже не импортозамещения, а импортоопережения. То есть, такого в мире ещё не изобретали. Показать, что внутри и как это работает, по понятным причинам, не получится, но вот что известно. При разработке появилось 7 новых патентов и 96 секретов производства. Турбины получились в 2 раза легче, в 1,5 раза компактней и на 25 МВт мощнее, чем в судах предыдущего поколения».
С такой ядерной начинкой атомоходы способны ломать льды толщиной в три метра, не заходить в порт для дозаправки до пяти лет, и заменить сразу два типа ледоколов.
Андрей Федоров, корреспондент: «Ещё одно преимущество новых судов — они могут ходить, как в арктических водах, так и в устьях сибирских рек. А все из-за уникальной двухосадочной конструкции. Для работы в качестве тяжелого ледокола балластные цистерны заполняются, они находятся внутри, и судно оседает на 2 метра, вот по эту белую линию. На мелководье, наоборот, избавившись от груза, "гигант" может подняться».
Все в комплексе — прорыв в судостроении. И широкий шаг к освоению Дальнего севера.
Вадим Ивлев, главный конструктор универсальных атомных ледоколов «Сибирь» и «Урал»: «Космический корабль в чем то, наверное, даже попроще будет. В космическом корабле уже есть авиационные технологии, которые отработаны на значительной части военной техники. А у нас очень узкая отрасль, в которой мы первопроходцами являемся».
— Первые в космос полетели, первыми Арктику покорили?
— Именно!
Интересов в Арктике у нас много. Именно за полярным кругом находится 25% мировых запасов углеводородов. Из них больше половины на территории России. Стратегически важен и Северный морской путь, который, благодаря новым ледоколам, должен связать Европу и Азию.
Андрей Фёдоров, корреспондент: «О том, насколько сейчас освоена Арктика, можно судить по карте, на которой показывается движение всех судов в реальном времени. По привычному маршруту, через Суэцкий канал ежегодно проходит около 20 тысяч кораблей. По нашему Северному морскому пути — несколько десятков. Одна из задач на ближайшие годы — исправить ситуацию и создать новую глобальную транспортную артерию, которая будет короче почти в два раза. И потенциальные "потребители" этого маршрута уже есть».
В первую очередь — это Китай, который уже несколько лет возрождает Шелковый путь. А недавно власти КНР предложили создать и Арктический. Свою позицию по освоению севера выразили в специальном документе — «Белой книге». А на разведку логистического потенциала отправили сухогруз «Лянь Хуа Сун», который пришел из Ляньюнгана в порт Санкт-Петербурга за неделю, сэкономив 10 дней, топливо и провизию.
Но это было в период, когда в Арктике более-менее благоприятные условия для судоходства. А ведь движение по Северному морскому пути хотят сделать круглогодичным. И для этого, в помощь строящимся ледоколам скоро будет заложена еще одна серия судов — «Лидер». Проектирование уже на последней стадии. Это даже не гиганты, а титаны. Будут в два раза мощнее.
Александр Рыжков, главный конструктор ПАО ЦКБ «Айсберг»: «Данный ледокол сможет решить задачу, которую на данный момент решить не смог никто, а именно — проводка судов по расписанию и с гарантированной скоростью. Ведь Арктика — она не предсказуема, сегодня хорошая погода, а завтра все изменилось».
Для данного ледокола ограничений не будет. Это будет новое качество для ледоколов и для функционирования всего Северного морского пути в целом. Сделать Северный морской путь доступным, по мнению экспертов, поможет и глобальное потепление, которое, по примерным подсчетам, уже через 30 лет освободит большую часть маршрута, но только летом. Зимой льды продолжат сковывать север. А значит, пока ледоколы — это единственный и самый надежный путь для круглогодичного покорения все еще суровой Арктики.
Андрей Фёдоров, корреспондент: «Развитие альтернативного морского пути — одна из приоритетных задач России, на которую в ближайшие пять лет выделят 735 миллиардов рублей. Центром освоения Арктики должен стать Петербург — самый северный мегаполис в мире».