Юрий Зинчук, ведущий: «Но начинаем мы, конечно же, с главной новости, которая всегда главная в эти дни мая для нас. Для нашего эфира. Эфира программы "Пульс города". Я имею в виду день рождения Петербурга. Итак. 316 лет назад возник феномен, имя которого потом очень скоро узнал весь мир. И это имя было — Санкт-Петербург!
Петербург проскочил за три с лишним века через такой огромный поток исторических событий, на которые другим европейским городам требовалось десятки веков. Лондону — 20 столетий. Париж — 23 века. А мы всего лишь за триста шестнадцать лет. Всего лишь. Пять поколений. И на жизнь этих пяти поколений выпали строительство на болоте, пожары, наводнения, миссия столицы одной из крупнейших империи в мире, революция, изменившая весь ход истории 20 века. Война, блокада как самая страшная гуманитарная катастрофа, репрессии… Триста с лишним лет. Событий столько, что на несколько стран и эпох хватит. Но Петербург и есть часть страны. Часть России. Судьба которой очень часто решалась именно здесь, на берегах Невы. Здесь всё стремительно и быстро. Здесь всё как извечный символ борьбы света и тьмы, добра и зла. И когда мы ходим вдоль блистательных архитектурных ансамблей, восхищаемся их гармонией, мы знаем, что этот блеск и красота рождались на костях сотен тысяч, согнанных со всей России крепостных. Здесь везде и во всём очень призрачная грань, как свет в белые ночи. Непонятно, где жизнь или смерть, где подвиг и где предательство, где вода и где небо, где правда в этом городе, а где миф и тайна.
Самый умышленный город на Земле, который возник не постепенно, век за веком, эпоха за эпохой, как Москва, например, или Рим. А в один миг. Среди низких берегов финских болот. Как древняя Пальмира в сирийской пустыне. На пустынном и безлюдном месте. Так рождался этот город. Которому в эти дни исполняется всего лишь 316 лет. И всё это время идут споры — а что такое Петербург? В чём его тайна, его феномен, его миссия и предназначение? Об этом спорили и Пушкин, и Достоевский. И споры продолжаются в 21 веке. Но мы, те, кто живёт здесь, в этом пространстве между небом и Невой, без споров, знаем твёрдо одно: Петербург — это мы! Это наш мир, который начинается для нас с каждым новым днём. Который так похож на белую ночь».