«Единственный способ изучить графику Рафаэля — стать владельцем одного из его рисунков», — кажется, такой коллекционерской мудрости придерживались и знаменитые русские собиратели братья Морозовы. В Эрмитаже сейчас продолжается большая выставка работ из их коллекции, по которой можно изучить Пикассо, Моне, Боннара, Матисса. Или, например, Ренуара. Рассмотрим «Портрет Жанны Самари» его кисти — в деталях.
Актрису театра «Комеди Франсез» Пьер-Огюст Ренуар писал неоднократно в манерах разной степени смелости. И, очевидно, девушке симпатизировал, замечая, что она «положительно вся светилась».
«Надо приукрашивать!» — таков был девиз Ренуара. «Портрет Жанны Самари» — этот девиз в действии. Стоит увидеть фотографию актрисы — в жизни у нее было широкое лицо с тяжелым подбородком.
Мы могли никогда не увидеть этот шедевр. Картина была испорчена в первый же день на вернисаже. Вернисаж — с французского «покрытие лаком», раньше перед открытием выставки полотна лакировали. В отсутствие Ренуара «Жанну Самари» по ошибке густо покрыли лаком — краски потемнели.
Спасла картину реставрация. Первоначальный облик ее вернула реставратор Зинаида Николаева, потратившая на удаления лака и раскрытие картины около двух лет.