Каким будет метро в нашем городе через несколько лет? И какие тайны хранят первые станции? Репортаж Антона Цумана.

По пассажиропотоку Петербургский метрополитен — четвертый в Европе после Москвы, Парижа и Лондона, и восьмой по протяженности. 750 миллионов пассажиров в год. И весь этот огромный поток людей ежедневно путешествует под Петербургом со средней скоростью 40 километров в час.

«Проспект просвещения» — одна из самых загруженных станций. Принимает 60 тысяч пассажиров каждый день. Порой в час-пик даже не всегда удается с первого раза сесть в поезд. Но это особенность многих крупных метрополитенов мира, расположенных в мегаполисах. Вот так, например, пассажиры буквально штурмуют поезд в Пекине. В Японии вообще существует специальная должность — осия, чья обязанность утрамбовать пассажиров так, чтобы никого не защемило. Так что Петербургу, можно сказать, ещё повезло.

Для художника Ильи Тихомирова, известного серией иллюстраций со стихами, посвященной метро, петербургская подземка не просто источник вдохновения, а настоящий художественный символ. И к открытию Фрунзенского радиуса он уже подготовил новую картинку. Когда новые станции откроют для пассажиров — и у них появятся художественно-литературные воплощения. По словам Ильи, не сразу, станция должна, что называется, «пожить». Но в какую сторону полетит творческая мысль, ему ясно уже сейчас. И единственное, чего осталось дождаться — когда эти станции проверят и допустят к работе. Кстати, для справки — только за прошедшие 5 лет в Москве появилось 42 новых станции. В Петербурге — 2. Не считая трёх, ещё не допущенных к эксплуатации станций Фрунзенского радиуса. Так что для нашего города открытие новой станции всегда было масштабным событием. Даже политическим.

82-й год. Открытие станции «Пионерская». Вся, как сейчас говорят, властная элита Ленинграда в полном составе принимает работу. Вот рядом с первым секретарём Ленинградского обкома КПСС Григорием Романовым — фактически руководителем Ленинграда — будущий губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, которая в то время руководила ленинградскими комсомольцами.

И это не единственная деталь, которая почти незаметна в петербургском метро. Порой даже привычные, казалось бы, давным-давно знакомые станции могут хранить в себе настоящие тайны. Вот, например, вот эти ниши на станции «Площадь Восстания».

Экскурсовод и историк метро Дмитрий Графов начинает свои экскурсии именно с этой станции. Вроде — станция как станция. Разве что одна из первых. Но стоит лишь внимательнее присмотреться — и единственное изображение Сталина в метрополитене Санкт-Петербурга.

Следующая станция в нашем маршруте — Нарвская. Замечаешь, что метро буквально отражает историю города. Вот, например, известные горельефы станции Нарвская, созданные в 20 веке имеют связь с одним из главных символов Петербурга. Точнее, с его создателем.

А вот каким видели ленинградское метро в конце 50-х годов. И на этой схеме уже есть станция Шушары. Правда, приписана она к нынешней второй линии. В этих старых схемах, по мнению краеведа Михаила Крайнова, можно разглядеть не только несбывшееся метро, но и несбывшийся Петербург. Даже привычные нам сегодня цвета линий метро были бы другими, если бы продолжили использовать схему начала 70-х.

А вот детская книга про ленинградское метро, которая в конце 80-х была любимой многими школьниками. Самое интересное на форзаце — таким в те годы виделось метро начала 21 века. Казалось бы, фантазия автора, да и реальность внесла свои коррективы. Но на самом деле эти прогнозы имели под собой весомое основание.

И уже с уверенностью можно утверждать – к 2022 году первый участок этого кольца начнет воплощаться в жизнь. Все линии начнут замыкаться в единую систему. Как это изначально и было задумано. Можно долго рассуждать о том, каким будет метро, с какой скоростью к этому моменту будут двигаться поезда, сколько будет перевозить пассажиров. Самое важное оно останется подземным продолжением нашего города. Как задумывалось ещё в 20-м веке для Петербурга века 21-го.