О реставрации Домика Петра, Ростральных колонн, памятника Николаю I и других исторических объектов города – репортаж Евгении Альтфельд.

ЮСУПОВСКИЙ ДВОРЕЦ

Родовое гнездо князей Юсуповых. Большая усадьба: дворец и множество флигелей. До недавнего времени их населяли арендаторы всех мастей: от спортсменов до инженеров. Исторические постройки по очереди приводят в порядок. В работе — самый старый, садовый флигель. Еще три года назад здесь работал известный ресторан, ради стейков и цыпленка табака арендаторы, не смущаясь, прорубали исторические стены.

Отреставрированный садовый флигель приспособят под проведение современных выставок и концертов. В соседнем здании при Юсуповых жила многочисленная прислуга, после здесь разместился проектный институт — пока здание пустует в ожидании финансирования на масштабную реставрацию.

Евгения Альтфельд,корреспондент:

«Малоизвестный исторический факт, когда-то за этой железной дверью был арочный проезд на глухой переулок, еще сохранились очертания той арки. Проезд Юсуповы использовали для того, чтобы хозяйственные повозки могли быстро выехать из усадьбы, минуя оживленные улицы. В музее надеются, что при реставрации в 2020 году секретный исторический проезд смогут восстановить».

ДАЧА ГАУСВАЛЬД

Каменный остров, знаменитая дача Гаусвальд. Особняк, построенный для жены петербургского булочника, считается первым в России зданием в стиле модерн. Необычное, романтическое, оно идеально подошло к образу загадочной Ирены Адлер, именно здесь снималась одна из серий фильма о Шерлоке Холмсе.

В начале 20 века здесь была детская колония, потом санаторий и частная фирма. Годами деревянный особняк не отапливался, конструкции повредил грибок, здание даже хотели сжечь, что вызвало шквал критики. Сейчас реставрация окончена: исторический оливковый цвет, 70 процентов сохраненных элементов. Теперь особняк – популярное место для романтических селфи. Но попасть внутрь можно лишь по согласованию с новым владельцем.

ДОМИК ПЕТРА I

Петровская набережная. Первое здание будущего Петербурга скрыто забором. То, что за ним – напоминает археологические раскопки, аккуратно сложенные, пронумерованные плиты, глубокие траншеи. Идет реставрация внутренней ограды, которую поставили вокруг домика Петра спустя полтора века после его смерти. Сотрудник Русского музея показывает повреждения исторического фундамента, ему 150 лет и он ни разу не реставрировался.

Сама ограда в реставрационной мастерской, но ворота еще предстоит демонтировать. По ним можно судить о состоянии металла и покрытия. Мастера воссоздадут утраченные детали и покроют настоящей позолотой взамен «краски под золото». Все что окружает самое старое сохранившееся здание Петербурга — ограда и кирпичный футляр — создано для защиты самого деревянного домика. Его хранитель – Надежда Александрова – очень ждет глобальной реставрации всего комплекса.

Надежда Александрова,хранитель музея «Домик Петра»:
«Футляр является защитным сооружением, он должен и сейчас нести эту функцию, он не совсем соответствует. Мы должны продумать вход в музей, чтобы грязный, влажный воздух не попадал в музей. Загрязнение и перепады температур — что очень плохо для дерева».

Несмотря на реставрацию, в музее много туристов. Специалисты особенно переживают за сохранность следов оригинальной росписи петровского времени — когда деревянные бревна по указу императора красили под кирпич. Чтобы скорее придать новой столице облик европейского города.

ПАМЯТНИК НИКОЛАЮ I

Исаакиевская площадь, петербуржцы уже много месяцев не видят ее привычный облик — памятник Николаю Первому закрыт защитным куполом — вот уже год там идет первая за всю историю комплекса реставрация монумента.

Евгения Альтфельд,корреспондент:
«О масштабах грядущей реставрации можно судить уже по лесам, 5 этажей, уникальная конструкция, защитный купол, который спроектировали специально для этой операции».

Сверху скульптуру страхуют цепи, по бокам — щиты, которые подхватят в случае падения. Скульпторы 19 века не рассчитывали, что памятнику придется выдерживать такую вибрационную нагрузку — у его основания годами парковались туристические автобусы. Трещины у подножия фигуры, дикая патина, которая разъедает металл, каррарский мрамор сильно изношен. Но помимо самой реставрации, есть более важная цель — раскрыть загадку внутреннего устройства знаменитой конной статуи на двух опорах.

СТРЕЛКА ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА

Стрелка Васильевского острова, Ростральные колонны тоже в лесах, впрочем, реставрация аллегорических фигур подходит к концу, осталось нанести защитный слой. Мастера ждут, когда монументы придут к необходимой норме влажности. Реставрации разных времен привели к тому, что фигуры содержат разные по своим свойствам материалы, каждый из которых испаряет влагу по-своему.

Чтобы идеально подобрать материал, мастера вручную выбирали куски из отвала породы. Несмотря на реставрацию, Ростральные колонны продолжали служить городу во время праздников. Специально для «Алых парусов», например, даже снимали леса. Для того чтобы тысячи людей, которые лишь на несколько дней оказались в Петербурге, смогли сделать красивые фотографии. Феномен под названием «Петербург» требует постоянного внимания лучших мастеров, которые могут применить самые сложные технологии для сохранения его архитектуры.