Юрий Зинчук,ведущий: «До сих пор не разгадана главная тайна Беслана. Почему переговоры с террористами были прерваны, и вместо этого начались взрывы, пожар и беспорядочная стрельба по убегающим детям? Что случилось? По официальной версии – боевики привели в действие взрывное устройство, после чего было принято решение о штурме. Но есть ещё одна версия. С огромным количеством доказательств и свидетельств очевидцев. В соответствии с ней, боевики самодельные взрывные устройства в действие не приводили. Штурм начался после того, как с крыш двух домов по школе с заложниками были произведены два выстрела. Из огнемёта, после чего начался пожар. И гранатомёта.
Эту версию доказывает профессор, доктор наук, бывший ректор нашего петербургского Военмеха Юрий Савельев. Он был членом федеральной парламентской комиссии по расследованию теракта в Беслане. До нашего прямого эфира мы записали интервью с ним. И в нём мы раскрываем новые страшные подробности этой трагедии. Давайте послушаем это интервью».
— Ещё раз напомню, что у нас в студии находится Юрий Петрович Савельев. Член федеральной парламентской комиссии по расследованию причин и последствий теракта. Профессор. Один из ведущих отечественных специалистов в области физики горения и взрывов. Юрий Петрович, первый вопрос. Вы там работали на месте трагедии. Когда вы наблюдали за тем, что происходило, ваши чувства?
Юрий Савельев,член парламентской комиссии по расследованию теракта в Беслане: «Первая информация, которую мы получили, да, захвачена школа, но всем удалось убежать, захватили только то ли 17, то ли 18 человек. Это была такая официальная для нас информация. Ну, мы немножко расслабились, но затем стали поступать другие данные, что число заложников значительно превышает то, что есть. И к концу дня, 1 сентября, примерно в 18 часов, на площади у Дома Культуры уже собрались люди, которые собирали информацию, кто не пришел домой. Родственники между собой списки составляли. И было известно, что более 800 человек…»
— Я вас остановлю. 18:00, 1 сентября. Более 800 человек, хотя, на самом деле, более 1000.
— 1128.
— 1128. Но почему тогда по официальным каналам шла информация, что количество заложников чуть более 300 человек. Что, в принципе, и взбесило тогда террористов, по свидетельству многих они сказали, «раз они говорят 300, мы и оставим столько»… Были свидетельства такие?
— Да, были свидетельства такие. Вы понимаете, озвучить цифру, что там более 1000 человек – означает, что штурм абсолютно исключается. Что должны быть только переговоры, надо идти на любые требования, которые выдвигают террористы.
— То есть официальная цифра, обозначающая количество заложников, занижалась…
— Я так думаю…
— Чтобы оставалась возможность для выбора силового решения?
— Ну, как пойдёт дело. Там никто не знал, во что это выльется.
— Но более 1000 – уже ни о какой силовой операции и речи быть не может?
— Да.
— Теперь переходим к главной теме нашего интервью. Есть официальная версия, которая свидетельствует о том, что террористы привели в действие СВУ – самодельное взрывное устройство – и начался штурм. Вы утверждаете, что причина первых двух взрывов находилась где-то извне. Это означает, что штабом, который вёл переговоры, было принято решение на силовой способ ведения операции. На чём основываются ваши утверждения? Почему ваши утверждения идут вразрез с официальной версией?
— Когда я был включён в состав этой комиссии, я был в полной убеждённости, что всё так оно и есть. Тем более, я был в первый день там, был свидетелем, были взрывы. Они убили, выбрасывали заложников убитых из окон второго этажа на улицу, они там пролежали до 3 числа, до момента штурма. Я был абсолютно уверен. И я уже с удивлением стал узнавать совершенно необычные для себя вещи. Оказалось, что вся официальная версия – абсолютно не соответствует видению людей, которые были в зале. Эти-то не были в зале, кто выдвинул официальную версию.
— Для зрителей я должен немного пояснить. Первые 2 взрыва 3 сентября и послужили толчком запуска этого механизма, когда начались дальнейшие взрывы, пожар, беспорядочная стрельба, что и привело к таком огромному количеству жертв. И главная тайна этой трагедии – что послужило причиной этих двух взрывов. Давайте разбираться.
— Утверждало официальное следствие – взорвалось первое взрывное устройство, расположенное в баскетбольной корзине. Я ничего не выдумывал. Мой доклад – как бы такая фотография. Через мой доклад смотрели сотни, почти 1000 заложников, которые дали показания в суде. Я просто обобщил их показания в суде. Я прочитал десятки раз все показания заложников в суде и составил для себя картину. Не одно взрывное устройство, установленное в этих кольцах баскетбольных, не взорвалось. Они были целёхонькие. Это говорили заложники. Кстати, это потом подтвердили и взрывники, которые с тренажёрного зала вошли в эту школу, и они говорили, что взрывные устройства в баскетбольных устройствах были целы. Послушайте, что я обобщил в показаниях. Цирихова Земфира даёт в 7-м заседании суда показания: «Снаружи засияло что-то, потому что был пробит потолок спортзала, он уже чуть-чуть горел огненным жаром. Я подняла голову, увидела, что все лежали. Потолок был пробит под углом. Смотрю, надо мной что-то горит. Я посмотрела, а там взрывчатка загорелась, которая возле этой баскетбольной сетки висела…». И таких показаний были десятки. Они об этом говорили ещё до начала процесса.
— Значит и по свидетельствам очевидцев, и по итогам вашей проведённой экспертизы, вы утверждаете…
— Что ни одно взрывное устройство, установленное боевиками не взорвалось.
— Вы как специалист в области физики, горения и взрывов, этот выстрел из огнемёта, который был нанесён извне, скорее всего, из соседнего дома…
— Там нашли, кстати, 5 тубусов от огнемёта.
— Что это за оружие было?
— Там были и от РПГ 26, и от РПО – реактивного пехотного огнемёта. Единственное место, объясняю, как образовалась дыра в потолке. Про неё более 40 человек сказали. Обойти мимо этот вопрос никак было нельзя. Но следствие умудрилось обойти.
— С первым взрывом становится понятно…
— А второй – надо было объяснять, если не сработало ни одно устройство боевиков, как же появилась эта дыра в стене. Взрывное устройство было доставлено в это место. Как оно могло быть доставлено? Один вариант – с крыши или верхних этажей 5-этажки.
— Был произведён выстрел?
— Был произведён выстрел.
— Первый взрыв был причиной пожара, пожар послужил причиной смерти огромного множества людей.
— Дыра разгоралась, появился сквозняк, была жуткая жара, они задыхались. Разгорался утеплитель, утеплитель стал падать через дыру вниз, а там одежда, сумки, парты – очаг пожара был там, в этой дыре. На расстоянии от предполагаемого первого взрыва 20 метров.
— Почему ваша версия не была принята как основная? Почему сохранили официальную версию причины трагедии?
— Я не знаю. У меня нет ответа.
— Знаете, почему? Потому что тогда надо было брать ответственность! Кто принимал решение стрелять по школе? Называть фамилию, имя, должность, какие-то принимать меры. А так проще! Террорист нажал – всё списали. Спустя 15 лет, чему нас должна научить эта трагедия?
— Первое, что расследование должно быть продолжено. Нельзя его закрывать. Трудно сказать, как даже поступили бы вы, даже на месте генерал-полковника Тихонова. Нет ответа на этот вопрос. Но произошло то, что произошло.