Почему язык комиксов обретает всё большую популярность у молодых? С кем они разговаривают на этом языке и как с помощью него создают свой мир? Репортаж Антона Цумана.
Юрий Зинчук,ведущий: «И ещё одна интересная новость этой недели. В интернете появился трейлер очень популярной в мире компьютерной игры Call of Duty. И в этом ролике этой мрачной игры можно заметить петербургские панорамы. Например, Банковский мост через канал Грибоедова. Но создатели этой игры то ли сознательно, то ли из-за незнания локаций Петербурга разместили на Банковском мосту не привычных грифонов, а знаменитых львов с шарами, которые, как известно, стоят у Невы, напротив Адмиралтейства. Вот так они изменили действительность.
И сейчас, в век цифровых технологий, век интернета и медиа, всё большее значение обретают образы, нарисованные миры. Язык придуманных изображений, который зарождался ещё в эпоху первых комиксов с человеком-пауком или бэтменом. И этот нарисованный мир сейчас обретает всё большую популярность среди поколения молодых. Порой, даже заменяя им мир реальный. В тех же компьютерных играх, фильмах и комиксах. Почему так происходит? И как работает эта индустрия? Об этом — в репортаже Антона Цумана».
Комиксы, или как сейчас принято говорить — графические романы, казалось бы, просто книжка с картинками. Но стоит только включить воображение — и вот…
Взлетающий в космос эркер дома, андроид в маршрутке, гигантская ворона, заглянувшая на матч «Зенита» на Крестовском — эти картины вызвали настоящую бурю эмоций в соцсетях.
Автор — арт-директор рекламного агентства Вадим Соловьёв — признаётся: такого, как сейчас говорят, хайпа не ожидал. Просто создавал с помощью фотошопа свой «параллельный Петербург» и выкладывал в инстаграм. Таким образом возник уже целый мир с единой идеей и законами, который Вадим планирует преобразовать в комикс.
И одновременно в этом пространстве графических романов существуют тысячи миров, в которые ежедневно погружаются миллионы людей. Вот, например, крупнейший петербургский комикс-фестиваль «Бумфест» проходит не где-нибудь, а в Библиотеке имени Маяковского. Что, по словам идейного вдохновителя «Бумфеста» Дмитрия Яковлева, лучшее опровержение стереотипа — комиксы только для детей.
Если разобраться, это историческое достояние и для нас. Вспомнить хотя бы традиционные русские лубки. По сути, зарисовки старого быта, которые получили оригинальное развитие уже в 20 веке.
Вот, графический роман советской эпохи. Диафильмы. Над производством которых трудились несколько киностудий по всей стране. Репертуар, в основном, сказки и поучительные истории. Ведь, в отличие от западных комиксов, цель была не развлекать, а воспитывать образцового советского гражданина.
А во Франции, Японии, США комиксы превратились в самую настоящую индустрию с многомиллиардными оборотами. Масштаб можно оценить лишь по одному спору компаний «Дисней» и «Сони» из-за одного нарисованного персонажа — человека-паука. Только сувенирной продукции с ним продаётся 4 миллиарда долларов в год.
Такими супергероями могли стать и Старик Хоттабыч, и Тарас Бульба и… Александр Сергеевич Пушкин. Вот он в комиксе «Сказка о царе Салтане». Ещё в 40-х годах, на заре эры комиксов.
То есть не «Марвел» мог стать лидером рынка. А пока постсоветское пространство находится в роли догоняющего. Но прогресс уже есть. По словам куратора первой в Петербурге библиотеки комиксов Юлии Тарасюк, в год открытия было 6 постоянных читателей. Теперь около сотни. И у каждого любимая тема.
Более того, комиксы уже шагнули со страниц в реальный мир. Нарисованных персонажей даже можно встретить, просто посетив любой фестиваль косплея, в буквальном переводе — костюмированной игры.
Наталья и Марина — можно сказать, ветераны петербургского косплейного движения. Уже 10 лет воплощают в реальность образы любимых персонажей. Сегодня это «ангел смерти Мацумото» и «Рамудо Амемура» — все герои японских комиксов — манги.
На один такой костюм может уйти до нескольких месяцев. Фактически это хобби как вторая работа. Затратная и по времени, и по средствам. Но остановиться уже невозможно. И причина, как говорят девушки, вполне понятная.
А вот другой пример, когда реальность, наоборот, становится основой для графического романа. Когда, казалось бы, такая тяжёлая тема, как ленинградская блокада, находит своё отражение на страницах комикса.
Петербургский художник Ольга Лаврентьева положила в основу истории своего романа «Сурвило» жизнь своей бабушки. Этот роман уже 4-й по счету, но такого внимания удостаивается впервые. Его уже переводят и готовят выпустить за рубежом европейские издательства. И то, что графический роман как форма завоевал весь мир, для художницы совсем неудивительно.
То есть комикс это не книжка с картинками, не просто индустрия. Даже не литература. Придуманный для развлечения в 20 веке, для века 21-го он становится не только языком, на котором общается современное поколение, но и средством, буквально меняющим мир. И у современного Петербурга есть уникальная возможность в тысяче миров графического романа создать свой собственный неповторимый жанр.