Наш следующий герой лишь настолько, насколько можно понять слово «герой». Обращали ли вы внимание: кого им называют? Тех, кто совершил поступки, поражающие своей отвагой, и, наоборот, знаменитых преступников. Для одних – герой, для других – злодей. Ничем не примечательный персонаж может быть постоянным героем новостей. Он может быть забытым, второстепенным, выдуманным. «Герой» – так называется выставка работ Глеба Богомолова. Ею в галерее Марины Гисич открыли новое выставочное пространство. А сама фигура автора прекрасно обыгрывает все качели неоднозначного смысла. Один из героев ленинградского нон-конформизма, он ухитрялся ладить с функционерами и сам стал членом Союза художников. Отправлял работы за границу и официально представлял свободную советскую живопись на Олимпиаде в Москве. Наконец, говоря о своей манере, он часто и всуе поминал иконы, однако в патриотических кругах она, мягко скажем, не нашла понимания. Рассуждение о героях художника продолжит корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Александра Мымрина.
Санкт-Петербург, 90-е годы. Юная, неопытная, бывшая еще недавно профессиональной гимнасткой, а оттого по-спортивному упертая девушка решает вывезти в Париж петербургских художников. Среди них – легенда ленинградского андеграунда Глеб Богомолов. Девушка – Марина Гисич. Потрясти французскую столицу тогда не вышло. Но именно та парижская выставка повлияла на галерейную жизнь совриска в Петербурге.
Марина Гисич, галерист: «Когда я предложила ему поездку в Париж, на выставку, думаю, он умилялся внутри. Но мне кажется, я его заразила амбициями. Не опытностью, но желанием честно погрузиться в эту атмосферу. Он дал мне руку, взял и затащил меня в мою сегодняшнюю профессию. Я ему за это бесконечно благодарна».
Потому сложно представить, что долгожданное новое пространство галереи открылось бы выставкой другого художника. Богомоловские «Герои» – серия огромных голов, грубых лиц с тяжелыми веками и подбородками – эти комнаты не просто населяют, они в них властвуют. Сила и слава – то ли напоминающая античные фрески, то ли пародийно-иронично доски почета.
Татьяна Богомолова, вдова художника Глеба Богомолова: «Энергетика у него проявлялась во многом. В подходе к работе, у него очень много было идей всегда. Он, несмотря на то, что работал в таких масштабах, он не успевал за своими идеями. Хотя спал очень мало, в белые ночи вставал в 4 утра и бежал в мастерскую. Ни о каких днях рождения, новых годах, праздниках — все равно надо идти в мастерскую. С ним в этом смысле соперничала только Диана Вишнева. Люди, которые очень любят свою профессию — она свербит очень, не дает спать и просто бездельничать, все время надо-надо-надо».
Галина Леонтьева, координатор выставочного проекта: «Надо понимать, что Глеб Богомолов – это художник, который сделал себя сам. Что его учителями были Кандинский, Малевич, Пикассо, Шагал. Эту школу он проходил в хранилищах Русского музея и Эрмитажа. Он учился у Акимова на театрального режиссера, и это отдельная, другая сторона его личности, неотъемлемая. Многие друзья говорят, что он был бы прекрасным режиссером. Жаль, что ушел в живопись. Нам не жалко».
И хотя у многих имя Глеба Богомолова ассоциируется с темами религиозными, здесь, где вместе собраны работы разных периодов, видно, что и «театр» Богомолова не исчез. Лишь переместился на холсты, где разыгрываются исторические драмы и фарсы, сменяются роли, где как в паутине времени застревают некогда имевшие смысл символы. «Картинный зал души», по определению Германа Гессе – действительность, какой ее видел художник.
Глеб Богомолов – инакомыслящий и инакопишущий – нынешний проект галереи трибьют не только давнему другу, а его поколению, к которому намертво прицепились приставки «нон-», «андер-», «не-». Поколению, которому выпало сложное время и не так уж много славы. Зачем вспоминать об этом сегодня? Чтобы петербургскому искусству стоять, «надо держаться корней».