Ян Фабр,художник, режиссер: «Когда мне было уже больше 20 лет, умерла бабушка. И я помню, что два или три дня она лежала в своей комнате в нашем доме. И все ее знакомые и соседи могли прийти и попрощаться с ней до кремации… Очень жаль, что сейчас мы уже не отдаем достаточную дань уважения мертвым людям. Традиция утеряна.
Наше общество такое молодое и прогрессивное, а смерть, так считается, она не молодая и не прогрессивная, ее боятся. Мысли о смерти заметаются под ковер, а это не верно».
Ян Фабр – художник, перформер, режиссер, хореограф, сценограф. Он многолик. Но всегда узнаваем в своих творениях. Тема смерти для него – одна из центральных. Он обращается к ней постоянно и всегда неожиданно. Так, «Приготовление к смерти» разворачивается среди порхающих бабочек и благоухающих цветов.
Ян Фабр,художник, режиссер: «Такие цветы вы увидите, если придете на любое европейское кладбище. И эти же цветы мы находим на классических живописных полотнах. И каждый цветок символичен, каждый цветок для меня важен. Красные символизируют любовь, белые – цвет ревности, зависти или прощания. Еще очень важен запах цветов. Я абсолютно убежден, что настоящее искусство должно пахнуть, иногда – очень сильно.
Я создал этот спектакль действительно давно, в 2005 году, для артистки Аннабель Шамбон. И она играет его все это время. В моей труппе она уже 22 года, и из молодой девочки сейчас она превратилась в зрелую красивую женщину. И раньше это был один перформанс молодого существа, не очень опытного. А теперь это представление человека, которой много знает о жизни. Я постоянно вижу, как Аннабель добавляет новые интерпретации, новые нюансы. Технически спектакль не изменился никак, но он приобрел зрелость».