Кое-что в искусстве чрезвычайно просто. Говорят, что если на картине изображены балерины, то это Эдгар Дега. «Меня называют живописцем танцовщиц», – с грустью писал сам художник, – «но для меня они всегда были лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение». Живопись Дега стала символом танца, вернее, хрупкости жизни, движения, которое через секунду прервется и более уже не повторится. Некоторые его работы создают впечатление мгновенного снимка. И, наверное, правильнее было бы обобщать «уловленные мгновения» – пусть это и расхожее кредо импрессионистов. Размышлять над мгновением можно в KGallery. По правде, вся выставка – это одна-единственная, но не выставлявшаяся ранее пастель из частного российского собрания. «Обнаженная женщина, со спины, причесывающаяся» – название почти техническое. Поэтичнее названа серия, в которую она входит: «Сюита обнаженных женщин». Запечатленные мгновения во всех деталях изучала корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Катерина Картузова.
Эдгар Дега искал вдохновение в насыщенной жизни Парижа – мир балерин, гладильщиц, певиц, путан. Он наблюдал за ними и делал зарисовки, изображая своих героинь в обыденных обстоятельствах. Так возникали серии полотен. Одна из них – причесывающиеся женщины. Это три картины, написанные с разницей в два года.
Первая находится в коллекции Эрмитажа, вторая – в нью-йоркском Метрополитен-музее, третья – в частном собрании. Впервые три образа – в одном выставочном пространстве. Две репродукции и оригинал.
«Обнаженная женщина, со спины, причесывающаяся» выставлена в России впервые за 130 лет. Пастель часто меняла владельцев. Сначала принадлежала французскому композитору и другу художника Эрнесту Шоссону, затем сменила несколько галерей. В 2000-х годах на одном из аукционов в Нью-Йорке картину выкупил петербургский коллекционер.
Естественные позы, четкие линии спин, вытянутые вперед руки, держащие локоны рыжих волос. Мастер не идеализировал тела. Он изображал все без прикрас. Как говорил сам Дега: «Мои женщины – честные человеческие существа, они не думают ни о чем другом, заняты своим делом».
Ксения Ремизова, искусствовед, куратор выставочных проектов: «У Дега интересно проследить, как в эрмитажной, «метрополитен-работе» и в работе из частного собрания по-разному он работает. С колоритом, со штриховкой, как он работает с красочным слоем, где он оставляет его легким, где намеренно делает его пастозным по-живописному. Эти градации наиболее интересны, потому что пастель – очень хитрое искусство».
Автор словно через замочную скважину подглядывает за героинями, стараясь не нарушить их личное пространство. По словам Александра Бенуа, «разглядывать рисунки Дега – одно из величайших наслаждений. Одно из самых чудесных приобщений к красоте». К красоте, которая остаётся загадкой, как задумывал и сам Эдгар Дега.