В Новом музее петербургский художник и фотограф Григорий Майофис выставил «Смешанную реальность». В глаза бросается разница между смешанной и смешной – в одной, как вы понимаете, спохватывающейся гласной.
К такому жанру нас давно приучил интернет – так хорошо нас красит только фотошоп. Но здесь уже, видимо, постирония. Художник, хоть и нацепил на своих героев виртуальные очки, делает это в старинной технике печати «бромойль». Проще говоря, дорабатывая снимки реальным «напильником», а не цифровым пером. Такое вот продуманное искажения ради смеха, как, скажем, в известной песенке «У самосвала я и Микки Маус». Остроумные подписи внизу и вовсе позволяют отнести эти работу к жанру фотографических анекдотов.
К какому направлению отнести самого автора? Кто-то из великих фотографов предлагал делить их на тех, кто фотографирует женщин и тех, кто их снимает. Чтобы разобраться во всех тонкостях художественного метода художника, в его мастерскую отправилась Дарья Патрина.
Дарья Патрина,корреспондент: «Двери лифта открываются, и за ними… медведь! Только по счастливой случайности жители этой парадной так и не столкнулись со зверем, хотя в мастерскую Григория Майофиса, расположенную на последнем этаже, медведь приезжал 4 раза».
Тогда Григорий Майофис работал над своей дебютной серией в технике «бромойль» – «Пословицы». В первый раз косолапого пригласили посидеть на краю постели, чтобы проиллюстрировать английское выражение – «Невзгоды порождают странных соседей по кровати». Потом вспомнилось, что и «медведя можно научить танцевать». А легендарной стала картинка на советскую пословицу «От ленинской науки крепнут разум и руки». Она принесла Григорию Майофису стремительную известность.
Популярные зрительские реакции на свои работы Григорий Майофис обыграл на прошлогодней выставке в галерее Марины Гисич. Создаваемая им реальность настолько условна и театральна, что порой бывает сложно поверить в ее фотографическую основу. Однако вот стена с открытой проводкой и ретровыключатель – верные приметы того, что работа была сделана в мастерской. Этой самой, под крышей дома на пересечении Невского и Фонтанки, которая, к слову, перешла Григорию Майофису от отца – известного советского книжного графика Михаила Майофиса. А сам Григорий здесь практически вырос.
Карандаш, пастель, масло, печатная графика. Уроки с отцом, неоконченная Академия художеств, три года в Америке. Логика развития художника Григория Майофиса была нелинейной. Но техника, к которой он в результате пришёл и которая стала его любимой, сочетает в себе весь накопленный им опыт.
Сама техника – нанесение краски на подготовленную бумагу – этап, конечно, экспериментальный и творческий, но все же финальный. А вот то, что создает славу Григория Майофиса как художника, на самом деле, стоит в начале цепочки. Фотография, на примере которой Григорий показал нам технику «бромойль», входит в его новый цикл «Смешанная реальность». Здесь все герои смотрят на мир через VR-очки, потому что смотреть на этот мир без очков кажется невозможным.