В учебном театре «На Моховой» экспериментируют студенты. Под руководством Яны Туминой и Александра Балсанова поставлен спектакль «Meta-Андерсен». Сама приставка «мета» подразумевает превращение главного сказочника всех времен, взгляд куда-то дальше, за…
По сути, это очень верно, поскольку его имя, будучи произнесенным, рождает скорее яркие персонажи, а уже потом долговязую фигуру в чопорном сюртуке. Гораздо хуже то, что герои сказочника тоже стали «мета» – утратили подлинный размер и цвет. Мы смотрим на клише, основанные на глянцевых русалочках, карамельных дюймовочках, настойках на оловянных солдатиках. Сама же поэзия сказок сегодня звучит категориями успеха.
Скажем, «Гадкий утенок». Не имеет значения, где ты родился и каким бы странным тебя не воспринимали. Твоя инаковость принесет неизбежный триумф. Психологи скажут, что такие ожидания принесут лишь невроз. Но кого это интересует в историях о всемирной славе?
Соединить Андерсена с его сказкой и уйти за расхожие клише постарались в театре «На Моховой». Сказку про гадкого утенка – реальную и сказочную – смотрела Дарья Патрина.
Метафора, метаморфоза. Ситуация перехода. Состояние «между». Об этом великий сказочник Андерсен написал своего «Гадкого утёнка». Историю, утешительную для всех, кто отличается от большинства обитателей птичьего двора. Сам Ганс Христиан называл эту сказку автобиографической, и появление в спектакле его долговязой фигуры – вполне закономерно.
Как часто бывает в Театральной академии, учебный спектакль родился из актерского тренинга. Два года назад студенты мастерской Николая Наумова работали над этюдами «Человек-птица». Несколько месяцев, до состояния полного перевоплощения. Весь прошлый год «Меta-Андерсена» играли в аудитории. 55 минут, эдинбургский формат. Сейчас переместили на настоящую сцену. Опять момент «переноса» и трансформации.
В небольшом пространстве спектакль был больше «физическим», сцена подчеркнула его изобретательную визуальность. От контрастного театра теней – еще одной любимой андерсеновской темы – до нежных бликов как будто в разбитых льдинах, словно привет от «Снежной королевы».
Для Яны Туминой, востребованного петербургского режиссера, работа со студентами – отдельная и важная часть жизни. Это не ее мастерская, но с замиранием сердца она следит за их перерождением. В июне этот курс окончит обучение. Если воспользоваться «птичьими метафорами», то каждый из них «вылупится из яйца», «покинет родное гнездо», «превратится в прекрасного лебедя». Метафора подойдет любая. Факт, что сейчас все они готовятся к «переходу» из одного состояния в другое, «пробуют крыло» и «ловят вдохновение». И на этой сцене они – главные «мета-мета».