Когда-то в Ленэкспо формировалось будущее экономики города, на площадках выставочного центра заключались многомиллионные контракты. Сегодня здесь развернут госпиталь для пациентов с COVID-19. Репортаж Натальи Бандуриной.

Юрий Зинчук,ведущий:
«Но борьба с коронавирусом продолжается. Еще приходят сводки с количеством заболевших по 300 – 400 человек в день. Все больницы города работают с максимальным напряжением. А в Ленэкспо на Васильевском острове, там, где раньше был один из крупнейших выставочных павильонов Европы, продолжает свою работу, самый большой в Петербурге, по сути, полевой госпиталь для приема больных СOVID-19. На днях его посетил Александр Беглов. И он высказал восхищение мужеством врачей, которые сейчас несут там свое круглосуточное дежурство».
Александр Беглов,губернатор Санкт-Петербурга:
«Хотел поблагодарить всех врачей, медсестер, технических работников, которые оказывают помощь, никто не сдается, никто не уходит, а выполняет свой долг до конца».
Юрий Зинчук,ведущий:
«Ну и давайте продолжим эту тему, как сейчас используют для борьбы с коронавирусом площади Ленэкспо. Скоро здесь количество, как говорят врачи, койко-мест составит полторы тысячи единиц. А ведь когда-то в Ленэкспо, в том числе, формировалось будущее экономики города, его благополучие. На его площадках заключали многомиллионные контракты. Напомню, что выставочный комплекс переоборудовали в госпиталь всего за неделю. Подобного опыта не было никогда в истории медицины Петербурга. Даже во время войны. А что сейчас происходит там? Как сейчас совершается этот незаметный подвиг врачей, который мы не видим за спрятанными от посторонних глаз красными зонами этого госпиталя? И где каждый день идет борьба за жизнь людей. Смотрите специальный репортаж Натальи Бандуриной, которая с оператором Митрофаном Епанчиным пошли в эту красную зону. И вот какие свидетельства из жизни этого госпиталя им удалось зафиксировать».

Этими костюмами уже никого не удивишь. СИЗы теперь – обязательная часть гардероба врачей, которые работают с COVID-пациентами. Мы впервые их надеваем. Тут нужна сноровка, поэтому нам помогают. Любой не закрытый участок тела может стать причиной заражения.

Инструктаж проводит главврач госпиталя ветеранов войн. Сегодня отсюда на площадку Ленэкспо переводят еще одного человека. И мы будем его сопровождать.

Наталья Бандурина,корреспондент:
«Как только пациенту становится лучше в стационаре, но ему еще рано возвращаться домой, особенно если это коммуналка или больной живет с престарелыми родственниками, его везут в Ленэкспо, до двух отрицательных тестов».

Дорога займет в целом около 30 минут, а пока Галина Ивановна рассказывает о своей истории болезни. Не о той, что пишут врачи неразборчивым почерком, а куда более эмоциональной.

Галина Ходарова,пациент:
«Было все настолько тяжело и плохо, это как в войну люди боялись бомбежек, так боялась не выбраться из этого состояния».

Пункт назначения – Приемный покой полевого госпиталя Ленэкспо. Снова люди в костюмах, но COVID-пациенты уже научились узнавать своего врача и по походке, и по глазам. Перед тем как больного проводят до места, обязательно замерят давление, пульсаксиметр покажет, насколько кровь насыщена кислородом. У тяжелобольных коронавирусом эти показатели низкие.

Красная зона. И здесь свои правила и для медиков, и пациентов. Все строго регламентировано: от показателей температуры воздуха до распорядка дня – в 8 утра зажигается свет, врачи идут на обход, есть пациенты которых просто наблюдают, другие получают антибактериальные препараты. Обследования на КТ и УЗИ по назначению.

Константин Стрижак,врач ультразвуковой диагностики:
«Мы на этой базе разработали специальный протокол, который еще нигде не используется, заполняем, какие мы видим изменения. Течение болезни может быть разным, и его нужно сравнивать с клиническим течением болезни, делать выводы. Мы нарабатываем опыт лечения, опыт диагностики».

Всего на территории полевого госпиталя 2 аппарата УЗИ, 2 компьютерных томографа, 39 кислородных концентраторов, 4 транспортных аппарата ИВЛ. К счастью, ими ни разу не пользовались. Еще раз, пациентов с тяжелым течением болезни здесь нет.

— Обывательский вопрос: двух КТ хватает?

Константин Семенцов,главный хирург госпиталя ветеранов войн:
«Вполне хватает. Те два пункта, которые у нас есть, они дают нам возможность диагностики полной и исследования динамики. Их скидывают в базу, мы можем наблюдать».

А еще совсем недавно это был выставочный комплекс, в котором поддерживали не больничный, а экономический климат, здесь заключали многомиллионные контракты знаменитого петербургского Давоса.

7-й павильон. В это сложно поверить. Все это построили всего за неделю. И это уникальный случай за всю историю. 1000 коек, в том числе и специальные реанимационные, находятся в красной зоне. Общая площадь – 14 839 квадратных метров. Жилая зона поделена на отсеки, в каждом есть врачебный пост. По периметру расположены туалеты и душевые. На балконе – зона отдыха. На выходе для персонала – специальные санитарные шлюзы. Зеленая зона – общая площадь 635 квадратных метров. Здесь могут находиться только врачи. Оборудованы две ординаторские, столовая и кухня. Питание, к слову, и пациентов, и врачей 4-разовое.

Илья Валентинович работает водителем, в прошлом не раз привозил сюда гостей форума прямо до дверей. И вот впервые внутри 7-го павильона, жаль только при таких обстоятельствах. С женой и детьми регулярно разговаривает по видеосвязи, с Wi-Fi перебоев нет.

Белье меняют и обеззараживают в специальных боксах. Пациентам выдают пижамы и полотенца. Единственное неудобство – палаты не закрываются. Но это одна из особенностей таких госпиталей.

Максим Кабанов,главврач госпиталя ветеранов войн:
«Мы не можем закрыть эти сектора, потому как к нам поступают разные пациенты с разной эмоциональной составляющей, некоторые напуганы, если бы закрыли шторами, мы не смогли бы наблюдать за ними».

Покидать красную зону также необходимо по правилам: сначала пройти санобработку в специальном шлюзе. Уже потом правильно снять костюм.

Наталья Бандурина,корреспондент:
«А это чистая зона, здесь не нужен специальный костюм. Достаточно маски и перчаток. В выставочные времена там внизу сидели администраторы, встречали гостей, а здесь, на втором этаже, в конференц-залах теперь ординаторские. Но вот что осталось неизменным, так это вид из окна. Подводная лодка «Народоволец», сейчас музей. А в Великую Отечественную лодка не потеряла ни одного члена экипажа. За все время работы госпиталя не было зафиксировано ни одного летального случая. А когда спрашиваешь врачей, зачем вам это, ведь можно было отказаться, они в шутку отвечают: куда мы денемся с подводной лодки?»

Работают и правда, как в экспедиции, сроки окончания которой неизвестны. Уже несколько месяцев они не видели своих родных. Для удобства медикам организовали общежитие в 15 минутах ходьбы от Ленэкспо. Вид из окна, конечно, красивый, но родного дома все равно не заменит.

Павел Балицкий,уролог:
«Тяжело, когда уходишь и даже не можешь увидеться. Это очень тяжело. Каждый день по видеосвязи, и иногда приезжаешь под окна, тебе показывают твоего 7-месячного малыша, но нет возможности пообщаться».

Завтра все начнется как обычно: пересменка, данные о поступивших. Что важнее, прозвучат фамилии тех, кого надо готовить к выписке. За все время работы госпиталя домой вернулось 200 человек. Остальных наблюдают, ждут результаты тестов на COVID. Как только он будет отрицательным, домой. И каждый раз это победа не одного врача, а всего коллектива: хирургов, терапевтов, эндокринологов, травматологов, которые в один момент стали вирусологами. Их исследования – бесценный опыт. И полевой госпиталь в самом центре Петербурга навсегда войдут в историю.