Юрий Зинчук,ведущий:

«И еще немного истории. Дело в том, что на днях исполнилось ровно 35 лет, как тогда еще новый, по сути, руководитель страны Михаил Горбачев отправился в свою первую поездку по стране. И первым пунктом в этой программе визитов по городам СССР был Ленинград. Колыбель революции. И по одной из версий, именно в ходе той майской поездки в Ленинград в 85-м году Михаил Горбачев впервые произнес слово «Перестройка». Но не как существительное, а, как глагол. Фраза звучала следующим образом. «Всем нам надо перестраиваться, всем: от рабочего до министра!». И именно тогда прозвучала его другая знаменитая фраза. Она документально зафиксирована. Потому что была произнесена во время встречи генсека с народом на улице в районе площади Восстания. Эти кадры снимали операторы Ленинградского телевидения. На призыв одной из женщин в толпе «Держитесь ближе к народу!» прозвучал ответ Горбачева «Ну куда же ближе?». Действительно, так близко в те времена руководители государства не подходили к народу давно. Горбачев стоял на расстоянии меньше, чем вытянутая рука.

Но мы не будем сейчас анализировать итоги «Перестройки». И чем она обернулись для нашей страны – благом или злом. Многие боготворили перестройку. Многие проклинали. Помните, знаменитый и мудрый писатель-фронтовик Юрий Бондарев сказал еще, когда только начинались все эти процессы: «Михаил Горбачев, начиная перестройку, похож на пилота, который поднимает в воздух огромный самолет с огромным количеством пассажиров, но при этом он абсолютно не знает и даже не думает о том, куда он направит этот самолет, и, самое главное, он не знает, а есть ли аэродром в конечном пункте прибытия».

И еще одно примечательное событие произошло на этой неделе, связанное с нашей историей. Дело в том, что на днях бывший председатель исполкома Ленгорсовета Владимир Яковлевич Ходырев отметил 90- летний юбилей. Он был главным хозяйственником города с 1983 по 1990-й годы. При нем начиналось строительствтоо дамбы, КЗС. Были открыты станции метро «Пионерская», «Проспект Большевиков», «Рыбацкое», «Озерки», «Проспект Просвещения». Опытный управленец, который был, по сути, первым лицом города в этот сложный переходный период второй половины 80-х. Когда начиналась перестройка всей страны. Вот давайте послушаем этого мудрого человека, который с высоты своих прожитых лет имеет право на свой взгляд на многие исторические процессы, которые происходили и происходят в нашей стране. Итак. 5 вопросов Владимиру Ходыреву».

Владимир Ходырев,председатель исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов (1983 – 1990 гг.):

«Я в городе с 78 года. Приехал, поступил в Мореходное училище и так здесь остался. Я родился в Сталинграде, Городе-герое. Теперь мой Город-герой Ленинград. Я его так и считаю – Ленинград. Поэтому я старался работать, раз меня поставили на службу, я старался все сделать честно, добросовестно, чтобы было на пользу людям. Мы строили город, развивали его, сохраняли. Мы строили защитные сооружения, дома, жилье давали бесплатно. Я помню последний год в Исполкоме – сорок тысяч квартир бесплатно распределил очередникам. Защитные сооружения построены, сохранили Ленинград от наводнений. Каждый год были наводнения, мы понесли бы очень большой ущерб. Сейчас мы хорошо закрыты, защищены. Много чего делали. Во всяком случае, мы строили, созидали, а не разрушали.

Мы потеряли очень большой слой нормальных чиновников. Мы их ругаем и ругали, но то, что сейчас чиновники – такого нам даже не снилось. Раньше снимаешь трубку, звонишь – и все вопросы решались. Было все хорошо, но было и плохо. Мы же поддержали Перестройку. Я первый за Горбачева голосовал. А потом, когда мы пошли в никуда, когда развалили такую страну, когда мы все приватизировали… Я не говорю, что все было хорошо. Было и плохо. Надо было это выбросить. А все, что хорошее – оставить. А мы все в кучу. Наши пришли младореформаторы, я их всех знаю, знаю кто чего стоит. Чубайс у меня начинал, пришел ко мне комиссию возглавил по перестройке на рыночные отношения. И где эти рыночные отношения?

Делать добро людям, помогать и делать то, что нужно людям, а не то, что тебе. Мы же не работали на карман. Ко мне однажды пришли однажды с подарком. Я сказал: ребята, больше не пускать. И все, и перестали. Люди видят и берут пример.

Жизнь прошла. Я сейчас иногда наслушаюсь, лежу и думаю: елки-палки, какая была жизнь хорошая. Мы не думали о завтрашнем дне, мы были уверены, что о нас позаботятся, мы о кармане не думали никогда. И вообще, партия, Ленин, комсомол – это то, что надо было. Это была идеология. А сейчас наши реформаторы написали, что никакой идеологии в современной России быть не должно. А скажите мне, может государство существовать без идеологии? Нет. Так у нас есть идеология?              Деньги. Есть у тебя деньги – ты все. Если нет денег, ты ничего.

Я вижу, кто врет, кто честно говорит, кто какую цель преследует. Просто это уже возраст, с возрастом приходит видение, третий глаз появляется. Меня спрашивают: ошибался ли я в людях? Да, ошибался. Каждый человек может ошибиться. Но главное – исправить ошибку вовремя. И признать ее. И не совершать больше таких вещей».