Итальянский цирк на карантине в Петербурге. Как не дают скучать тиграм и слонам? И как в кризис выживает петербургский дельфинарий? О зверях на самоизоляции – репортаж Евгении Альтфельд.
Юрий Зинчук,ведущий: «А теперь об одном невероятном происшествии на этой неделе. Дело в том, что бобры добрались уже до Петропавловской крепости. Следы деятельности бобров заметили на берегу Кронверкского протока, напротив Петропавловки. А до этого на Смольной набережной на видео сняли бобра: он перешел дорогу со стороны Смольного к Неве, вспрыгнул на поребрик и проследовал к реке. И еще один случай. На набережной реки Мойки. Видео с животным опубликовали в соцсетях. Бобер спокойно гуляет по берегу канала недалеко от Спаса на Крови, а затем ныряет в воду.
Вспомним знаменитую фразу Антуана де Сент-Экзюпери: «мы в ответе за тех, кого приручили». Согласимся с ней и отметим: особенно мы в ответе за них сейчас, когда тяжело не только людям, но и животным. А как животные переносят режим самоизоляции в городе? И почему даже на пустой арене слоны просят, чтобы им аплодировали. Об этом – в репортаже Евгении Альтфельд».
9 часов утра, за кулисами итальянская речь. Представители знаменитой цирковой династии Тоньи супруги Сьюзан и Коррадо кормят слонов. Подруги Рани и Карла на завтрак едят мюсли, причем, сами смешивают их с сеном в нужной пропорции. А после – десерт.
Евгения Альтфельд,корреспондент: «Рани очень любит сахар, мне разрешили ее покормить. 4 кусочка сахара для человека много, для большого слона – самое то».
Артистки стойко переносят тягости карантина. В теплые дни им разрешают погулять во дворе. По улицам слона водили – почти как в басне Крылова. Все это время цирковая семья переживает за родных, оставшихся в Италии. Сьюзан скоро станет бабушкой и очень надеется успеть домой к рождению внука. Но очень благодарна петербургскому цирку за поддержку в это время. Ведь расходов немало – 40 килограммов фруктов и 400 килограммов сена в сутки. Только на слонов! Жаль, вкусная еда не компенсирует тоску по представлениям.
Сьюзан Тоньи,дрессировщик: «Они определенно скучают по публике, музыке, свету, аплодисментам, потому что они это очень любят. Но нам на самом деле очень повезло, что в Петербурге им создают отличные условия жизни, достаточно еды и всего необходимого».
На тренировку Рани и Карла выходят с радостью. Все трюки знают наизусть. И для животных, и для дрессировщиков, которые буквально «выросли» на манеже, это самый большой перерыв за всю карьеру.
Евгения Альтфельд,корреспондент: «Отсутствие публики для любого артиста – тяжелое испытание, а слонов может и вовсе ввести в депрессию, тогда они станут вялыми и потеряют аппетит. В Петербурге этого не допустят даже во время самоизоляции. Вместе с сотрудниками цирка мы аплодируем итальянским артистам».
Теперь на манеже тигры. Их дрессировщик Давио – цирковой артист в 5-м поколении. Династия Тоньи насчитывает 150 лет, она выступала еще в царской России. Пра-прабабушка Давио колесила по всей стране со своим шапито. Теперь же старейший каменный цирк России, построенный его соотечественником Гаэтано Чинизелли, для всех Тоньи – место силы.
Давио Тоньи,дрессировщик: «Я работаю по всему миру, для меня это норма жизни, но в России мне нравится больше всего, для циркового искусства Россия – страна номер один, здесь сохранились традиции, это историческое здание. Такое мало где встретишь. В большинстве европейских стран цирковые труппы работают в шапито, это совсем другое».
Евгения Альтфельд,корреспондент: «Тигры, как и остальные животные, тренируются каждый день, чтобы не забыть трюки и не потолстеть. Как говорят итальянцы, они добрые как котята».
Этот фрагмент мы снимали с квадрокоптера, который чуть не сорвал репетицию. Когда дрон поднялся под купол, тигры на несколько минут замерли на своих тумбах, следя за потенциальной добычей. В итальянской труппе и экзотические животные. Кенгуру, бизон, зебры и верблюды. Их дрессировщик – француз с русскими корнями по имени Иван.
Размяться дают и крокодилу, никаких особых трюков он не знает, но создает на манеже особую атмосферу.
Именно в дни в петербургском цирке неожиданно сменилось руководство. Нынешний директор, бизнесмен Казбек Боллоев будет готовить коллектив к новому сезону. В его приоритетах – безопасность и качество.
В петербургском дельфинарии во время самоизоляции тренировок тоже еще больше, чтобы компенсировать нехватку выступлений. Нет выступлений – нет кассы. А на содержание морских животных нужно около 3 миллионов рублей в месяц. Дельфинарий начал прямые трансляции тренировок, где отрабатываются редкие трюки, которых еще никто не видел. В надежде собрать хоть какую-то часть суммы от пожертвований онлайн зрителей.
Максим Боженов,тренер: «Плохо все, финансов нет. Можем просуществовать еще месяц – и все. Своими съемками пытаемся заработать немножко на рыбу, пропитание животным. Не знаю, как дальше будет».
Животные – лучшее средство от тоски на самоизоляции, соцсети наводнили тематические мемы – вот, например, тюлененок Крошик, который попытался сбежать из центра реабилитации морских млекопитающих, на этих фотографиях он очень похож на знаменитого Ждуна. Мемы про котов и Наташу уже стали символом эпохи. А вот набирающий популярность инстаграм петербургского мини-пига, который живет со своей хозяйкой Полиной в обычной квартире. И гуляет во дворе. Его назвали аристократичным именем Отто, в честь Бисмарка но в итоге мини-пиг отзывается на кличку Свин.
Полина Кошеренкова,хозяйка мини-пига: «Он спит часов 15-20 в день, калачиком свернется, очень домашний, не знаю, почему нас в инстаграме хаят, что свинье место в хлеву. Может, они свиней не видели никогда?»
На самоизоляции Свина не выводят гулять в людные места, чтобы не собирать толпу, это неизбежно. А после карантина, надеется Полина, он сможет начать карьеру киноактера, хозяйка мини-пига мечтает, чтобы ее питомец снялся в боевике. Ведь он ничем не хуже, скажем, служебной овчарки.
Первыми животными, которые вновь увидят посетителей после самоизоляции, скорее всего, станут обитатели петербургского зоопарка. На открытом воздухе легче соблюдать новые правила безопасности. Для зверей, привыкших к людям, нынешняя тишина – тоже стресс, зоотехники стараются уделить внимание каждому.
Ольга Волкова,главный зоотехник Ленинградского зоопарка: «Не думайте, что только люди смотрят на животных. Животные тоже смотрят на людей, медведице уже не так интересно прыгать за рыбой, потому что никто не смотрит и не восхищается».
Время самоизоляции становится испытанием для всего живого и еще одним напоминанием человеку: мы в ответе за тех, кого приручили. Во все времена.