Сколько оттенков серого в Петербурге? Как будут выглядеть улицы, если перекрасить фасады? И какие цвета разрешены в городе на Неве? Репортаж Андрея Федорова.
Андрей Федоров,корреспондент: «Чтобы распечатать фотографии Петербурга, цветной принтер не нужен. Каждый местный житель легко различает 100 оттенков серого. А небо здесь затянуто облаками с 1703 года. Это самые популярные мемы в интернете про город на Неве. И тут возникает парадокс. В сети Петербург одновременно называют самым красивым, при этом самым мрачным».
Причина – не только особые климатические условия, но и уникальная история колористки города. Началась она, разумеется, с Петра I, при котором, красный и серый – благородные цвета из Европы. В них красили даже деревянные постройки. А первые каменные здания сочетались со свинцовым небом и темной водой.
Борислав Богоявленский,историк: «Красным, в первую очередь, потому, что город нужно было приблизить к каменному, насколько это было возможно. Петр I был абсолютный гений в плане каких-то технических разработок и находок. Ведь это то же самое, что со многими фонтанами Петербурга. Они должны были быть каменными, но это сложно. Привезти, изготовить. Поэтому делали деревянными, а закрашивали под камень».
Чуть позже стал популярен желтый цвет, который мы видим почти в каждом дворе исторического центра. Объясняется не только дешевизной природного пигмента охры, но и желанием зодчих добавить тепла в город с небольшим количеством солнечных дней.
Андрей Федоров,корреспондент: «Первые четкие правила по колористке фасадов появились в 1817-м году в указе Александра I. Поводом стало путешествие в Москву, которая показалась императору чересчур аляпистой. С тех пор он запретил «пестреть домам грубою краскою и использовать на фасадах только 8 нежных цветов». Возможно, совпадение, но именно в них в разное время и был выкрашен Зимний дворец».
К слову, в Москве нормы колористки так и не прижились. У нас же в эти 8 цветов выкрашены все здания эпохи классицизма. Модерну и барокко присущи другие оттенки. Это выяснила группа ленинградских архитекторов, художников и реставраторов в начале 20-го века. Они исследовали город, расчищали штукатурку, собирали информацию. А затем составили палитру из 40-ка часто встречающихся колеров, которые и стали официальными.
Елена Кириченко,начальник Управления городской среды КГА Санкт-Петербурга: «Нельзя сказать, что они какие-то блеклые, они пастельные. Да, основа этих цветов пастельная. Но это исторический факт, это традиция. Все здания в историческом центре входят в завершенную композицию, это позволяет увидеть тот исторический облик города, который и задумывался зодчими».
В эти же цвета красили и новые районы Ленинграда. Хотя в советский период при типовом строительстве, ни о каких ярких красках речи, скорее всего, и так не шло. От имперского тогда избавлялись, а деньги экономили.
Художник Иван Славинский в основном изображает современный Петербург и в темное время суток. Ловит тени, отблески фар автомобилей и рекламных щитов, а солнечный свет аккуратно прячет в окна домов.
Иван Славинский,художник: «Мне он не кажется серым, он полный каких-то нюансов. Полный загадочных красок, они не такие яркие, как в Риме или Франции. Тем не менее, Петербург для живописца – это очень тонкая и интересная задача, и очень интересная тема».
Андрей Федоров,корреспондент: «Яркие фасады и пестрые цвета в архитектуре современного мегаполиса все же есть. Правда, чаще всего они встречаются в новостройках и на окраинах города».
В градостроительном комитете дома на Комендантском проспекте называют «вырви глаз», а психологи предупреждают: такие фасады на очень редкого любителя.
Любовь Беляева,психолог: «Во всем хороша золотая середина, во всем хорош баланс, потому что одна крайность – это отсутствие цвета и невыразительность, а другая – яркие, вызывающие и кислотные, раздражающие. Они могут провоцировать тревогу. Поэтому самое оптимальное решение – это баланс между выразительными и гармонирующими».
В Петербурге, по мнению психологов, архитекторов, реставраторов и художников этот баланс найден. Исторические 40 оттенков создают уникальную атмосферу города, который всеми воспринимается по-разному. Даже у классиков он одновременно темный и светлый. Мрачный и яркий. Но при этом, всегда величественный.