Варвара Фёдорова,корреспондент: «Архитектура — тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания» — сказал когда-то Николай Гоголь. Летопись Петербурга начинается с деревянных домов. Их на сегодняшний день осталось очень мало — не больше трёхсот на весь город. Один из них – увядающий Особняк Бремме.
12-я линия Васильевского острова, 41. Свисает клочьями облупившаяся краска, стёкла разбиты и прохудилась крыша. Здание разъедает грибок. Памятник архитектуры, кажется, вовсе развалится, стоит подняться ветру.
Дмитрий Гамалия,краевед: Особняк Бремме строился в эпоху классицизма, Николаевское время. И с этой точки зрения он уникален. Зданий настолько старых считанные единицы. Его ценность неоспорима.
Варвара Фёдорова,корреспондент: Когда-то особняк был частью большой усадьбы. Вокруг него находились другие деревянные дома и живописный сад, а неподалёку стояли корпуса фабрики «Братья Бремме». Теперь дедушка-дом остался совсем один.
Братья Бремме занимались производством масел, красок и эссенций. Эссенции знаменитый аптекарь Александр Пель закупал здесь для приготовления лекарственных средств. Новая глава в истории дома начинается после революции.
Варвара Фёдорова,корреспондент: В годы блокады на территории особняка располагалась известная на весь город витаминная аптека. Здесь же, на 12-ой линии, находился Ленинградский государственный витаминный завод. Работать там приходилось в тяжелейших условиях, а препараты готовили из хвои, лебеды, крапивы, борщевика и одуванчиков. Но без них вылечить тяжело раненных и поддержать горожан было бы невозможно.
Дмитрий Гамалия,краевед: Эта аптека спасала людей. Здесь можно было достать, получить, купить ту самую необходимую дозу витамина С, благодаря которому жители города не умирали от цинги.
На этом месте планировалось строительство большого дома. В память об особняке Бремме хотели сохранить лишь фасад. Но теперь решено – здание не снесут, не перестроят, а полностью отреставрируют, восстановив, в том числе, и утраченную майолику на фасаде мансардного этажа. Завершить работы планируют к 2024 году.
Дмитрий Гамалия,краевед: Достоевский говорил, что именно деревянные домишки, вот эти маленькие закопчёные, чёрные — есть самый настоящий Петербург. Если мы прислушаемся к Достоевскому, мы понимаем, что это нужно сохранять. Их совсем немного осталось.