Песня «3 сентября» – уже много лет один из самых популярных мемов в интернете. Её исполнитель Михаил Шуфутинский 3 сентября 2021 отметил в Петербурге, на презентации комиксов, которые придумали наши сценаристы по её мотивам. Автор еще одного хита «Наташа, мы все уронили» Дарья Бородулина зарегистрировала товарный знак, теперь будет получать прибыль со своего мема. Как создаются и как потом живут своей жизнью весёлые картинки, а главное: почему мы их так любим – в репортаже Наталии Бандуриной.

НАТАЛИЯ БАНДУРИНА,корреспондент:
«Обычно это начинается самое большее за неделю, самое меньшее – за сутки. Вы будете точно знать, какое сегодня число и месяц, ведь в России третье сентября – день, когда горят костры рябин, как костры, горят и обещания, в день, когда он совсем один…».

Это его счастье и наказание одновременно. Бесплатная реклама и назойливые журналисты. В этот день его лучше не трогать, хотя Шуфутинский, кажется, смирился и, видимо, решил – клин клином вышибают. Согласился стать героем комиксов про 3 сентября. Шуфутинский-мем уже давно ему не подчиняется и живет своей жизнью, а тут хотя бы можно себя контролировать.

Мем – это идея, образ или любой другой объект нематериального мира, который передаётся от человека к человеку через интернет или как угодно ещё. Так это явление трактует толковый словарь русского языка. На самом деле, это целый мир, продукт коллективного разума, понять который сложно. Мем очень заразный. Не поддается иногда логики, от этого он сверхпопулярный.

АЛЕКСАНДРА РУСАКОВИЧ,лингвист:
«Мемы попадают к нам прямо в сердце, они обходят мозг, а то что касается эмоций, запоминается всегда лучше. Это, безусловно, часть фольклора, за мемом стоит нечто большее, что он есть сам, это конфликт или внутренний конфликт человека».

Вот они старые знакомые, проверенные временем: упоротый лис, ждун, Гарольд, скрывающий боль, и, конечно, лягушонок Пепе, который у себя на родине в Америке чуть ли не символ протеста, а у нас, в Петербурге, у него совсем иная жизнь.

Сюжеты всем известные. Трактовка авторская. «Купание красного коня» – да не совсем. «Свобода на баррикадах» – с лягушачьим лицом. Ольга Вишневская вписывает Пепе в полотна великих и имеет оглушительный успех. На ее работы очередь на несколько месяцев вперед. Это при том, что у нее нет специального образования. Писать картины она начала, что называется, от нечего делать. Так же от нечего делать выставила на продажу первое полотно, его тут же купили. С тех пор лягушка, вписанная в мировые шедевры, исправно приносит Ольге прибыль. Она уже перестала удивляться, от того какие заказы ей поступают. Семейный портрет заказал мужчина с целью отомстить за что-то своим родственникам, например.

ОЛЬГА ВИШНЕВСКАЯ,художник:
«Он повесит у себя над камином, это такой протест, ему-то будет прикольно, а вот родители его этого не поймут».

Создавать «мемасики» пробуют все, но не у всех получается. Чтобы он выстрелил, должны совпасть: актуальность, эмоция, еще одна переменная– юмор, а еще трактовка: когда упал рубль по отношению к доллару, «Наташа и Коты» побили все рекорды цитируемости.

Теперь Наташа и ее коты, которые все уронили стали умнее, и все запатентовали. А потому что буквально все: от банков до производителей кошачьего корма – стали использовать для продвижения своей продукции этот мем. И вот автор зарегистрировала товарный знак, это чуть ли не единственный случай, когда веселая картинка будет приносить прибыль своему создателю.

ДАРЬЯ БОРОДУЛИНА,мем-мейкер:
«Это как с музыкой – нужно быть талантливым. Но мемы – немного другое, надо чтобы они выходили как можно чаще и больше».

Монетизировать мем сложно, если не найти автора. Или, если он уже ушел в народ, а товарный знак не успели зарегистрировать, как это было с Дарьей Барсук. Когда ее «Ничосе» уже вовсю печатался на футболках и подушках, а компания «Майл.ру» использует изображение как часть своего фирменного стиля. Одним словом, тут надо успеть, а еще наперед знать, что у картинки есть будущее.

Александра своего рода альтруист, она за идею. И ей просто нравится, что их с подругой стикеры популярны среди интернета сообщества. Нерпы с сердечками, а еще картинки на тему Петербурга особенно зашли. Крылатые львы у нее – кисы, которые между собой общаются.

АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВА,автор проекта:
«Я в эти игры не играю, и мне, кажется, классно, когда ты сделал что-то для себя, и это всем понравилось, и это невозможно угадать».

Принято считать, что мемы – это про сегодня. На самом деле, они уже давно в нашей жизни. Вспомнить хотя бы Курехина с Шолоховым и их знаменитый «Ленин гриб». А это, на секунду, 91-й год. При сегодняшнем интернете это был бы всем мемам мем.

Судьба людей, ставших мемами, тоже не всегда ведет к успеху. Доктор, который рекомендовал использовать в лечении огурцы, открыл сеть собственных клиник, а Никита Литвинков – тот самый, который давал интервью в школьной столовой, после своей оглушительной популярности ждал предложений, да так и не дождался. Работает концертмейстером, и картинно нехотя дает интервью.

Долгое время не было новых хитов, как вдруг вся страна стала продавать рыбов. Сама картинка появилась в 2014-м, но только после того как в этом году появилась к ней подпись, как интернет взорвался. Сотни вариаций на тему, и все же дошло пока не до всех.

Сколько еще отведено этому мему времени, может месяц, а может несколько лет. Как выясняется, картинка может ждать и выстрелить в любой момент. Но они живут здесь и сейчас, а вот антропологам будущего придется долго разгадывать загадку, а над чем же они всё-таки смеялись?