Исполняется 30 лет со дня исторического переименования города на Неве. А в каком городе мы живём и ощущаем себя сейчас? Репортаж Александра Лисицына.
АЛЕКСАНДР ЛИСИЦЫН,корреспондент: «30 лет назад произошло одно из важнейших событий в современной истории нашего города – референдум о переименовании. Петербург или Ленинград – все решалась на опросных листах размером с ладонь, простой вопрос и два варианта ответа – да или нет».
Тогда голоса ленинградцев распределись почти поровну. Всего 54 процента – за Санкт-Петербург, и целых 46 – за Ленинград.
Даже мэр Ленинграда Анатолий Собчак поначалу сомневался, иногда даже открыто высказывался против – и поддержал результаты народного голосования только накануне августовского путча.
АНАТОЛИЙ СОБЧАК,мэр Санкт-Петербурга (1991-1996): «Вы знаете, у каждого города должно быть свое исконное имя. То, которое ему было дано при рождении. А при рождении нашему городу было дано имя Санкт-Петербург. И не случайно!»
Близкий друг первого мэра Ленинграда юрист Юрий Новолодский рассказывает, что Анатолий Собчак поддержал переименование только тогда, когда убедился что это решение самих горожан. Это была настоящая политическая авантюра: советские законы вообще не предусматривали такую процедуру – референдум о переименовании города.
ЮРИЙ НОВОЛОДСКИЙ,президент Балтийской коллегии адвокатов имени А. Собчака: «И я вам скажу: это была не совсем законная процедура! Поймите, законы на переломах истории – это хлам! Потому и распался СССР, потому мы и имели то, что имели, потому что законы того периода превратились полный хлам».
Основатель Петербурга наверняка оценил бы политическую смелость потомков, сражавшихся за историческое имя нашего города. Он ведь и сам переступал через законы старого времени, чтобы создать новую Россию.
АЛЕКСАНДР ЛИСИЦЫН,корреспондент: «Петр Первый назвал Санкт-Петербург – в честь святого апостола Петра, а не в честь самого себя. Нет, царю-реформатору не нужна была земная слава, основатель «северного рая» метил в вечность. И даже когда город только начинал строиться, и вокруг были непроходимые болота, Петр в письмах, внизу страницы, все равно делал приписку «из парадиза», то есть «из рая»».
Площадь Искусств, до революции – Михайловская площадь, классический Петербург в миниатюре. Образцовый сад, вокруг неповторимый ансамбль: Михайловский дворец, Михайловский театр, Театр Музыкальной Комедии и Академическая Филармония имени Шостаковича.
В советскую эпоху все эти храмы искусств были переименованы из петербургских в ленинградские, получили ордена Ленина или Трудового Красного Знамени, даже самой площади дали имя немецкого социал-демократа Лассаля. Но революционный дух тут не прижился – рассказывает музыковед Иосиф Генрихович Райскин – он, к слову, и сам с таким-то именем будто пришелец из дореволюционной эпохи, но на самом деле представитель той самой ленинградской интеллигенции.
ИОСИФ РАЙСКИН,музыковед: «Ленинград никогда не был антиподом Петербурга, как вы сказали в пику Петербургу. Ленинград – это продолжение Петербурга, что называется, под новым именем сохранилась вся культурная сущность того, что мы сегодня называем культурной столицей России».
В Петроград Петербург переименовывают еще при Николае II, Россия вступила в первую мировую войну, в стране антинемецкие настроения. Спустя еще четверть века наш город уже названный в честь Ленина станет символом мужества и стойкости в схватке с все теми же немецкими захватчиками. Блокада станет главным аргументом защитников названия Ленинград.
АЛЕКСАНДР СМИРНОВ,сотрудник Музея политической истории России, кандидат политических наук: «Есть листовки, есть статьи газетные, где была определенного рода издёвка: вы что хотите, медаль за оборону Ленинграда переименовать в медаль за оборону Санкт-Петербурга? Вы что хотите назвать блокаду не ленинградской, а петербургской? Кампания велась с ориентацией на ту трагедию, которая произошла в годы ВОВ с нашим городом. Противники переименования так и говорили, вы что хотите опорочить имя тех, кто умер, защищая наш город? Именно Ленинград, а не Петербург».
Петербург после войны, отвоевал, часть исторических названий – стал же Невский снова Невским, а не проспектом 25 Октября, а Дворцовая площадь Дворцовой, а не площадью Урицкого. После возвращения городу исторического названия ленинградские топонимы и вовсе должны были практически полностью исчезнуть, в историческом центре так точно. Но даже сегодня два великих города делят улицы пятимиллионного мегаполиса.
10 улиц за Площадью Восстания до революции назывались Рождественскими, потому что раньше здесь была церковь Рождества Христова на Песках, да и сам район так и назывался – Пески. В Советскую эпоху церковь снесли и улицы стали Советскими. Год назад храм воссоздали по чертежам, но здания вокруг уже сталинские – их отстроили после войны.
МИХАИЛ УВАРОВ,экскурсовод: «Когда эту церковь воссоздавали, не все жители, скажем так, были за, бабушки-дедушки, хотели оставить сквер, который тут был, по нему гуляли раньше. И поэтому до сих пор в одном из сталинских домов висит красное знамя победы. Мне рассказывали, что это связано с неким противодействием, что мы вот помним о советском времени, о советских улицах, что тут было раньше».
АЛЕКСАНДР ЛИСИЦЫН,корреспондент: «О прежнем названии этого района – Пески – кроме восстановленного храма напоминает этот крохотный Песковский переулок, расположенный напротив главного железнодорожного вокзала города – Московского, а до этого он был Николаевский, а потом еще и Октябрьским. Близлежащие улицы тоже не стали Рождественскими, а остались Советскими. Две, нет – три эпохи в одном квартале – вот как выглядит Петербург в Ленинграде и Ленинград в Петербурге».
Ленинград, если присмотреться, никуда за 30 лет не исчез. Есть Ленфильм, Ленэнерго, театр Ленсовета. Все знают, что Довлатов и Бродский – ленинградские писатели, и рок-клуб тоже ленинградский. Все эти феномены остались с нами, только, как и мы, поменяли и прописку.
Город Святого Апостола Петра или Город-герой Ленинград – это не просто топонимы. Это две эпохи. И сегодня существующие в одном времени и пространстве. В конце концов, как именно называть наш город – каждый решает сам.