В Петербурге осталось 469 га свободной земли, на которой можно строить, это почти 5 миллионов кв. м. жилья, 500 многоэтажек. И куда теперь расти Петербургу: ввысь, вширь или под землю? Возможно ли у нас подземное строительство? Репортаж Ивана Уварова.
Владимирская площадь. В центре города — одна из многих, где во время рабочего дня практически невозможно найти место для парковки.
500 автомобилей могут разместиться под Владимирской. Есть готовый проект. Три подземных паркинга глубиной 20 метров. 9 подземных этажей для автомобилей.
ДМИТРИЙ БОЙЦОВ,главный архитектор НИПИИ «ЛЕНМЕТРОГИПРОТРАНС»: «Человек выходит, дальше уже нет водителя. Дальше опускается на любой из уровней, поворачивается, выставляется на полочку. Потом подходишь, нажимаешь на кнопочку – твоя машина поднимается, уезжаешь».
На языке специалистов это называется автоматизированный, или барабанный паркинг. И это не фантастика, утопия или взгляд в будущее. Это реальность, которая уже работает в Южной Корее и в нескольких европейских странах.
В Петербурге — до сих пор это просто дорогой проект. Его оценивают в несколько сотен миллионов рублей. Все дело в особенностях петербургского грунта. У нас слишком затратно строить под землей. Казалось бы, такие проекты могли бы реализоваться и в Петербурге. Вот один из вариантов подземного развития площади Восстания. Торговый центр в 100 тысяч квадратных метров. Но после проведения экспертизы грунтов — проект закрыли. Строительство невозможно.
Рухнувшее общежитие на Двинской и печально-известный размыв в апреле 1974-го словно подорвали веру Петербурга в то, что строительство под землей для нас вообще возможно.
ВЛАДИМИР МАРКОВ,заместитель генерального директора НИПИИ «ЛЕНМЕТРОГИПРОТРАНС»: «У нас очень толстый слой четвертичных глин без водоупора, мы не могли перекрыть эти глины, как только вырывали яму, ее затапливало. Сейчас появились технологии типа стены в грунте, стройной цементации. И это позволяет нам строить, что угодно».
Стена в грунте — это, выражаясь языком обывателя, бетонное укрепление внутри котлована, которое сдерживает грунтовые воды. Современная и безопасная технология — говорят строители. Сомнительный и очень дорогой способ — еще несколько лет назад отвечали им заказчики. С помощью этой технологии строили новое здание Мариинского театра.
Щит «Петровна» на глубине 70 метров прорубает кембрийский слой земли под историческим зданием Мариинского театра. Метр в день. Вот один из зубов «Петровны». Тот, которым она проходит сквозь нашу водонепроницаемую сине-зеленую глину. Ту, что на глубине 25 метров и ниже. Вот здесь строить реально и безопасно, говорят эксперты. А в 21 веке это еще и быстро.
ВЛАДИМИР МАРКОВ,заместитель генерального директора НИПИИ «ЛЕНМЕТРОГИПРОТРАНС»: «Сейчас технологии достигли такого уровня, что строить в Санкт-Петербурге равноценно, как строить в Москве. Мы готовы это спроектировать, строители готовы построить».
Ленинград, начало 70-х. 17 строительных организаций во главе с первой мастерской Ленпроекта создают уникальный по тем временам проект подземного города.
Это официальное и длинное название проекта, содержание которого Александр Ледяев помнит в деталях до сих пор. Итак, 1979-й год. В Ленинграде предлагают построить…
АЛЕКСАНДР ЛЕДЯЕВ,доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Тоннели и метрополитены» Университета путей сообщения Императора Александра I: «3ападный скоростной диаметр в том проекте, о котором мы говорим, предусматривался. Только он предусматривался в подземном варианте. Были предложения часть Садовой улицы опустить, трамвайное движение ниже. Трамваи должны были идти под Садовой».
По сути, это то, что в 21 веке усовершенствовал и пытается воплотить в жизнь Илон Маск. Спрятать весь транспорт под землю — вот город будущего!
Возвращаемся в Ленинград. Часть большого подземного плана все-таки удалось реализовать.
ИВАН УВАРОВ,корреспондент: «Можно сказать, что подземный секретный Ленинград начался здесь, несколько километров от Петербурга. Вот за этим забором на до сих пор охраняемой территории в 80-х построили лабораторию сверхточных измерений. Сверхсекретный объект, конечно же, под землей. Глубина 45 метров. Площадь лаборатории 1100 квадратов. Вот здесь проводились уникальные для отечественной науки исследования».
В этих сейчас заброшенных подземельях изучали эталонные образцы материалов, мер, весов. Почему под землей? Потому что здесь минимум воздействия внешней среды. Это официальная версия назначения лаборатории. На самом деле, что конкретно там изучали ученые, до сих пор не знают даже проектировщики этого помещения. Подземным строителям пришло техническое задание с четкими показателями, на какой глубине и что нужно построить.
Получается, что наши строители могут воплотить в жизнь любой, даже самый, казалось бы, нереальный и сложный подземный проект. Такой, например, как в Монреале, где условия грунта близки к Петербургу. Это не просто метро. Но и 12 тысяч квадратов пешеходной зоны и торговых центров. За день здесь проходят до 500 тысяч человек. Петрозавродск. Двухуровненвый подземный торговый центр. А подземный Петербург? Когда мы услышим это словосочетание? Все-таки это миф или реальность?
Подземный Петербург — это уже не просто фантастика или мечты о будущем. Это необходимость, которая должна стать реальностью и частью нашей жизни. Особенно сейчас, при современных темпах строительства. Для которого, как мы помним, осталось всего 469 га земли. И каждый квадратный метр теперь буквально — на вес золота. Поэтому рано или поздно подземный Петербург станет реальностью. Другого пути развития у нас просто нет.