В гостях у программы «Утро в Петербурге» Елена Соломаха, заместитель заведующего научным архивом Государственного Эрмитажа.
Дарина Шарова,ведущая: В эфире Эрмитаж. Говорим и показываем – совместный проект телеканала «Санкт-Петербург» и Государственного Эрмитажа, который даёт нам возможность рассказывать о важнейших событиях из жизни музея.
Николай Растворцев,ведущий: На календаре сегодня 17 февраля, именно в этот день, но только в 1852 году, то есть ровно 170 лет назад император Николай I положил быть открытию нового музея. Речь идёт о первом публичном художественном музее Новый Эрмитаж. Сегодня Эрмитаж –главный художественный и главный исторический музей нашей страны, музей с мировым именем. Много ли осталось свидетельств о том, как всё происходило тогда, 170 лет назад?
Елена Соломаха,заместитель заведующего научным архивом Государственного Эрмитажа: Осталось много свидетельств, у нас в архиве находятся документы о том, как готовилось это открытие. Надо сказать, что император Николай I, Николай Павлович, который был инициатором создания именно публичного музея, очень внимательно к этому относился. У нас огромное количество документов о том, что он вникал во все детали. Какие должны быть витрины, как должны быть развешаны картины.
Дарина Шарова,ведущая: Как происходило само открытие? В честь этого события был дан грандиозный ужин, был организован праздник?
Елена Соломаха,заместитель заведующего научным архивом Государственного Эрмитажа: Это действительно было замечательно. Происходило всё прямо в залах Нового Эрмитажа, было много приглашённых гостей, мероприятий.
Николай Растворцев,ведущий: Спустя столько лет, мы также готовимся к знаменательным событиям или тогда были какие-то иные принципы?
Елена Соломаха,заместитель заведующего научным архивом Государственного Эрмитажа: Подготовка, наверное, отличалась не очень сильно. Во-первых, нужно было обустроить новый музей. Помимо того, что понять, где что будет находиться, нужно было расставить витрины, вазы, что тоже контролировал император. Сейчас контролирует всё даже не директор, для этого в Эрмитаже есть специальные отделы. Тогда в музее было всего 80 человек вместе со служителями, а хранителей было вообще мало. Поэтому, конечно, изменения произошли существенные.
Дарина Шарова,ведущая: Интересно, Николай Павлович располагал экспонаты по какому-то принципу или чисто интуитивно?
Елена Соломаха,заместитель заведующего научным архивом Государственного Эрмитажа: Он не лично этим занимался. Для этого были начальники отделений, их в Эрмитаже было два. Одно ведало библиотеками, резными камнями, монетами и медалями. Второе отделение отвечало за нашу знаменитую картинную галерею, скульптуры, драгоценности. Конечно, этим занимались хранители, но в правилах было записано, что император имеет преимущественное право понимать, как будут развешаны картины. Император больше думал, как расставить малахитовые вазы, заказать столы. Для этого был привлечён наш замечательный скульптур, академик скульптуры Александр Иванович Теребенёв – создатель атлантов. Лично ему император поручил наблюдать, как будут расставлены вазы в залах.
Дарина Шарова,ведущая: Послушаем небольшой комментарий Михаила Пиотровского об организации выставочного пространства в Новом Эрмитаже.
Михаил Пиотровский,Генеральный директор Государственного Эрмитажа: Внутренние интерьеры Нового Эрмитажа всегда были предметом спора музеологической теории ХХ века, которая определяется словом «белый куб». Считалось, что показывать искусство надо в помещении наподобие куба с белыми стенами, где больше ничего нет. Для простых музеев это вполне годится. А для Эрмитажа, который является дворцом-музеем, это в принципе не подходит. И опыт Эрмитажа показал, что эта дворцовая торжественная обстановка не мешает, а помогает показывать искусство, если делаешь это в правильном настроении.
Николай Растворцев,ведущий: Спустя 30 лет после открытия музея, посещаемость Эрмитажа достигла порядка 50 000 человек. Всех ли пускали? Кто были эти посетители?
Елена Соломаха,заместитель заведующего научным архивом Государственного Эрмитажа: Правила, конечно, существовали. В основном это были более благородные, аристократичные слои общества. Ещё в Николаевских правилах было указано, что посетители должны быть военные в мундирах, статские во фраках или соответственно своему сословию. Но к началу ХХ века в Эрмитаж стали приходить рабочие. Молодые люди (студенты, курсистки) организовывали что-то типа кружков и водили в Эрмитаж такие экскурсии. Уже после 1917 года, когда случилась революция, в Эрмитаж как раз в большей степени пошли солдаты и рабочие. У нас в архиве есть воспоминания одного из вахтёров того времени, как посетители часто говорили, что они приходят в Эрмитаж спастись от тоски. То есть эти стены и замечательные залы помогали почувствовать какую-то стабильность, можно было хоть на время забыть о том ужасном, что происходило на улице.
Дарина Шарова,ведущая: Вход был бесплатным?
Елена Соломаха,заместитель заведующего научным архивом Государственного Эрмитажа: В Николаевское время, конечно, он был бесплатным. Выдавали такие билеты: на разовое посещение или на постоянное посещение. По этому билету можно было пройти группе до пяти человек. Тогда в Эрмитаж приходило не более 150 человек в день. Это объяснялось очень просто — у швейцара надо было оставлять верхнее платье, а гардероб был маленький.