«Тунеядцу воздается по заслугам». В заголовке советской газеты спустя полвека появилась ирония. Скульптурный портрет Иосифа Бродского украсит Государственный Эрмитаж. Его передал в дар музею автор работы – народный художник РСФСР Григорий Ястребенецкий. Изгнанный из Советского союза поэт, Нобелевский лауреат, профессор Бродский отлит в бронзе. Три лика, три возраста. Мастер признался, что встречался с героем лишь дважды. Молодое лицо поэта и его облик последних лет дались относительно легко, больше всего времени ушло на создание портрета его зрелости. Григорий Ястребенецкий также не скрывает, что скульптура напоминает другую его работу — также тройной портрет Генриха Гейне, установленный в Дюссельдорфе. Что ж, параллель, лестная для любого поэта.
Тем временем залы Главного штаба Эрмитажа заполнили скульптурные и не только портреты. Самые разные изображения людей — документальные и художественные — парадоксальным образом объединяет материал. Проект «Память материала» посвящен первому отечественному фарфоровому заводу. Его автор — Сергей Русаков, один из ведущих художников старейшего из ныне действующих предприятий в России, собрал свои произведения в субъективный рассказ об искусстве и ремесле. Его главным героем становится, конечно, не материал, а связавший с ним жизнь человек. Художник, в руках которого инертная глина обретает формы. Мастеровой, в самом названии которой словно торжественно поют трубы — фарфорист. Волшебный материал, его секрет похищенный из Китая, чародеи превратившие его в национальный культурный феномен — все здесь волнует воображение.