Возрождение Консерватории. Как уникальным музыкальным инструментам возвращают голос, и какое открытие сделали специалисты в ходе реставрации придомовой церкви? Репортаж Александра Лисицына.
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «Продолжаем выпуск. На этой неделе стали известны подробности того, как идёт реставрация нашей петербургской консерватории. Очень важная тема. Ведь консерватория является частью золотого треугольника Коломны. Посмотрите, как он выглядит с высоты птичьего полёта. Три точки этого золотого треугольника: Мариинский театр, Консерватория, ремонт и реставрация которой уже продолжаются почти 8 лет, и Главпочтамт. Точка, откуда начинается отсчёт расстояния, от Петербурга до всех уголков мира. Точка отсчёта Петербурга. И в буквальном, и в переносном смысле. И очень важно, что будет с этим золотым треугольником Коломны. Как сложится судьба этих трёх гениев места? Облик Театральной площади, на которой и расположена историческая сцена Мариинки, во многом определит станция метро. До сих пор идут споры, где должен быть выход станции метро Театральная. Ближе к Крюкову каналу. Или ближе к Лермонтовскому проспекту. На месте нынешнего дома быта. Главпочтамт сейчас тоже закрыт. Почта России пока не очень охотно делится информацией о судьбе этого важного исторического объекта. Но мы обязательно выудим информацию от них и расскажем об этом проекте потом чуть более подробно. Известно пока лишь о желании создать здесь проект «Почтовый квартал». Это пространство по замыслу авторов из АО Почта России будет представлять собой пешеходную зону, музейный кластер, конгресс-холл, концертный зал, рестораны и кафе. И, наконец, третья точка — это консерватория. 10 лет её ремонтируют. Со скандалами, уголовными делами. Но вот, кажется, нашли нормального подрядчика, который, засучив рукава, взялся за дело.
А что они делают? Что сейчас происходит за строительными лесами петербургской консерватории. Место, без которого не было бы феномена Чайковского, Мусоргского. Римского-Корсакова, Прокофьева. Что тут перечислять? Просто нужно сказать: не было бы всего русского музыкального искусства в истории мировой культуры. Давайте пойдём туда и посмотрим, что там сейчас происходит. Тему продолжит Александр Лисицын».
МАСТЕРСКАЯ
Мастерская на юге города, в одной из промзон рядом с Красным Селом. Здесь реставрации ждут с десяток исторических музыкальных инструментов. Все они еще с советских времен не использовались, просто хранились в Санкт-Петербургской Консерватории.
АЛЕКСАНДР ЛИСИЦЫН,корреспондент: «Эту челесту Петр Ильич Чайковский впервые услышал в Париже, в одном из ресторанов. Его так впечатлил этот волшебный звук, что он попросил своего издателя немедленно купить ему эту новинку. Когда Виктор Мюстель, мастер, который создал этот инструмент, узнал, кто стал покупателем, он специально для Чайковского оставил на нем автограф. А сам Чайковский специально для этой челесты написал свою знаменитую мелодию «Танец Феи Драже». Так два великих музыканта обменялись любезностями, и получился шедевр».
Одни материалы, из которых сделан инструмент, чего стоят. Причем, во всех смыслах: только корпус был сделан из трех пород деревьев — береза, бук и дуб. Внутри корпуса — некоторые элементы из хрусталя. Клавиши — из слоновой кости. Вот и реставрация этой челесты потребует не одну пару рук.
Сама Консерватория на время реставрации будто притворилась невидимкой. Фасад спрятан под специальным контуром с утеплителем. Внутри должно быть ровно +15. Зал Рубинштейна — или как его еще называют Большой зал — пока тоже не может похвастаться имперским блеском. Оригинальный интерьер был утрачен после революции. Капремонт в 60-е превратил некогда лучшую акустику в Российской Империи в советскую сцену. Неплохую, но не выдающуюся.
СОВЕТСКИЙ КОНЦЕРТ
Современный проект не будет полностью повторять исторический облик. Слегка поменяется геометрия сцены и зрительского зала, где-то нужно оставить пространство для современного оборудования. Но это будет все тот же лучший — с точки зрения акустических решений — зал для оперы и балета во всей Европе.
Форма зала будет подковообразная. Звук будет распространяться мягко, хорошее эхо. Все будет отлично слышно. И на балконах, и в партерах, и в ложах. Плюс хорошая переменная акустика. Это специальные приборы, которые могут погасить звук или усилить. То есть помимо архитектурной акустики, мы получим акустику и электронную.
В специальном саркофаге пока спрятано и другое сокровище Консерватории — орган в зале Глазунова. Слишком близко любопытных журналистов будто не пускает специальная паровая установка, время от времени грозно шипя на нежданных гостей.
ПАРОВАЯ УСТАНОВКА
На самом деле это специальная технология. В помещении поддерживается высокая влажность 40-60%. Еще один температурный датчик контролирует, воздух внутри самого саркофага.
В самом зале Глазунова тоже ведутся реставрационные работы. Где-то отпал некогда богатый лепной декор, он пока аккуратно сложен здесь же. Главная цель специалистов — еще одна нерешенная проблема советской эпохи, когда эксплуатация была важнее реставрации.
АЛЕКСАНДР ЛИСИЦЫН,корреспондент: «Один из самых сложных участков зала Глазунова — стена со стороны улицы Глинки. Сюда еще во время Блокады Ленинграда попал снаряд. В советское время тут была трещина, ее латали время от времени, по необходимости. И вот только сейчас дело дошло до капитального ремонта».
В соседнем помещении располагаются и лепные мастерские. В том же зале Глазунова процент утрат декора всего-то 10%, а по всему зданию Консерватории — все 40.
Но главная тайна Консерватории спряталась за этой неприметной дверью. Тут, в бывшем помещении домовой церкви, реставраторы в ходе расчистки стен обнаружили дореволюционный орнамент. Росписи больше ста лет были спрятаны за слоями советской краски.
АЛЕКСАНДР ЛИСИЦЫН,корреспондент: «После революции домовую церковь консерватории разделили на несколько учебных классов. Здесь раньше была перегородка. И, разумеется, здесь тоже несколько раз был косметический ремонт. Реставраторы насчитали до 14-ти слоев краски на разных участках стены».
Даже недолгая прогулка по одному из главных долгостроев Петербурга дарит надежду на светлое будущее. Работы идут полным ходом, внимание и контроль со стороны общественности, да и обеих столиц — максимальное. По документам подрядчик должен завершить работы до 2025 года, но обещал справиться на год раньше срока. Это должна быть новая страница в непростой истории Санкт-Петербургской Консерватории, без которой невозможно представить Петербург как культурную столицу нашей страны.