Андрей Смирнов,ведущий:
Когда речь заходит об аутентичных постройках молодого Петербурга, то есть времён самого царя Петра I, то на ум сразу приходит первая военная русская крепость на берегах Невы — это Петропавловская крепость. Первое гражданское здание на территории молодого тогда ещё Петербурга — это Домик Петра I. Можем вспомнить ещё Летний дворец царя Петра на территории современного Летнего сада. А ещё существует полумифический Зимний дворец Петра I. Почему полумифический? В 80-к годы XVIII века по приказу Екатерины II архитектор Джакомо Кваренги начинает строительство Эрмитажного театра, и сносит комплекс зданий, которые когда-то и являлись Зимним дворцом Петра I и потом его супруги — императрицы Екатерины I. Несколько столетий проходили потом розыски этого фундамента, фасада того аутентичного здания, пока в 80-е годы XX века не началась масштабная реставрация Эрмитажного театра. И Зимний дворец Петра I наконец-то нашли.
Сергей Нилов,заведующий сектором «Зимний дворец Петра I» Государственного Эрмитажа:
Первые дворцы Петра I, Зимние дворцы, они строились сначала не на набережной Невы, они строились между Миллионной и нынешней как бы Невской Верхней набережной, на Средней улице. И уже сам царь приказывает в 1715 году Средней улице не быть, и застраивает Невскую набережную вот этими каменными дворцами, чтобы всё была такая регулярная застройка. Первым строителем ещё деревянного домика был Федосей Скляев — корабельный мастер, помощник Петра Великого. В 1711 году Пётр решает жениться, оформить свои отношения с Екатериной Алексеевной, той самой Мартой Скавронской, и Меншиков ему строит уже вместо деревянных хором к 1712 году свадебные палаты. Вот их строит Доменико Трезини. И с 1712 по 1719 год, он там живёт, а в 1720-ом переезжает в набережные палаты. Набережные палаты строятся по проекту архитектора Георга Иоганна Маттарнови самого царя, но Маттарнови в 1719 году умирает и к работам привлекают архитекторов Бартоломео Карла Растрелли — знаменитого скульптора, архитектора Гербеля. Знаменитых архитекторов, которые тогда работали в Петербурге.
Андрей Смирнов,ведущий:
Первые архитекторы.
Сергей Нилов,заведующий сектором «Зимний дворец Петра I» Государственного Эрмитажа:

Первые архитекторы нашего города. К 1722 году дворец был построен. Вдоль Невы 72 метра. С большим тронным залом, с покоями для внуков и детей Петра Великого. Таким образом появляется самое большое здание в Петербурге — 72 метра по Неве. Двухэтажное. А когда Пётр скончался его вообще продлили до Миллионной. По Миллионной это стало каре в 300 метров. В этом дворце было больше 500 комнат. В Больших парадных покоях там всё пышно, всё замечательно. А в личном — чтобы было всё компактно, всё было удобно. И надо сказать, что комфортность жилья у Петра была на высшем уровне в этом дворце. И проточно-промывная канализация, и центральное отопление, и горячая, холодная вода по свинцовым трубам подавалась через поварню в столовой. Можно было руки помыть. В начале XVIII века. Такого ещё в Европе не было, а у Петра I, пожалуйста, здесь в Петербурге всё это было в наличии.

Обратите внимание, камин — это европейское новшество, конечно. Но камин не прогреет такие комнаты, даже небольшие. Потому что тепло в трубу улетает. Так как у нас очень холодные зимы, то соответственно Голландская печка, видите. Но дело всё в том, что у печек топок нет. Топки выходят в специальные чуланы из топняка, либо проходные галереи, где царь не ходил. То есть таким образом чистый воздух, мало того, здесь ещё проточно-промывная канализация. Под нашими ногами прокопан канал, который идёт через дворец. И там перекрытый сводом кирпичным этот канал, и в нём течёт из Невы в Зимнюю канавку постоянно вода. В его комнатах был чистый воздух. Здесь не было дурных запахов. А как известно, царь не любил дурных запахов.

Мы, по сути, постарались здесь собрать личные вещи царя, то есть которые имеют непосредственное отношение к императору, с которыми он соприкасался в своей будничной жизни. Вот его рабочий стол. Работал царь наш стоя. На этой конторке в 1724 году он подписал указ об основании Академии наук в России, на этой конторке он чертил план Кронштадта. Здесь очень важные какие-то такие вещи, которые для Петра были очень дороги. Например, янтарная шкатулка, зеркало янтарное, в янтарной раме — это подарки Прусского короля Фридриха. Здесь, конечно, вот вы видите, подзорные трубы царя. Вот такая труба, он купил её в Париже. Она принадлежала Пьеру Гассенди — французскому учёному и астроному. А вот там труба, сделанная мастером Вестди. Видите, прообраз современного бинокля. Называется бисноп такая труба.

Андрей Смирнов,ведущий:
Итак, благодаря стараниям археологов и научных сотрудников Государственного Эрмитажа, легендарный Зимний дворец Петра I сегодня представляет собой потрясающую историческую научную реконструкцию. Который находится внутри Эрмитажного театра. Безусловно Кваренги перестроил полностью и фасад бывшего дворца Петра Великого, и весь комплекс сооружений. Но мне кажется, он до сих пор хранит отпечаток Петрового времени — периода, когда только-только родилась Северная столица.