Что такое бердвотчинг? Почему наблюдение за птицами стало так популярно? Какие виды птиц больше не гнездятся в Петербурге? Репортаж Наталии Бандуриной.
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «Полетели дальше. Причем в буквальном смысле — полетели. И посмотрим на Петербург с высоты птичьего полета. И не только полета. Но и с точки зрения самих птиц. Вот куда сейчас летят перелетные птицы в небе над Петербургом? И, кстати, на днях в наш город вернулись серые цапли. Зимовали они в Африке. И еще новость. В Санкт-Петербурге прошла очередная перепись птиц — в рамках всероссийского учета водоплавающих и околоводных птиц. Описано и зарегистрировано свыше 260 видов птиц. Это очень много, что объясняется разнообразием и качеством мест обитания птиц. В Санкт-Петербурге есть парки, леса, мелководье Финского залива и устья Невы, множество внутренних водоемов, есть болота, поля, луга и пустыри. Живи, летай и гнездись на здоровье! Кроме того, через Петербург проходит крупнейший в Европе Беломоро-балтийский миграционный птичий путь: вдоль Финского залива и по Неве к Ладожскому озеру. По этой траектории весной и осенью летят миллионы птиц. Представляете? Кто сказал, что Петербург — бывшая столица? Петербург и есть столица. Столица птиц, обитающих в России. И пролетающих над Россией. Наталия Бандурина с нашим неизменных экспертом в этой области Павлом Глазковым раскроют вам тайные этого мира птиц».
НАТАЛИЯ БАНДУРИНА,корреспондент: «Именно на выставке в Петербурге эта картина получила наивысшую оценку профессионального сообщества и стала знаменитой. И вот уже два века «Грачи прилетели» Саврасова является главной иллюстрацией к началу весны».
Грачам, на самом деле, повезло войти в мировую историю живописи. Потому как именно их выбрал художник из сотни перелетных птиц. С таким же успехом картина могла бы называться «Лысухи прилетели» или «Цапли прилетели».
Летит в Петербург на гнездование малая крачка, которой не было в наших краях 60 лет. Серая утка возвращается после долгого отсутствия, из постоянных гостей трясогузка и озерная чайка, случается и экзотика, как, например, кудрявый пеликан.
НАТАЛЬЯ ИОВЧЕНКО,ведущий специалист особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга: «Ну да, бывают такие залеты. На то они и птицы. Потому что у них есть крылья».
До сих пор орнитологи всего мира ломают голову над тем, как именно птицам удается преодолевать тысячи километров и не сбиваться с курса. Есть только предположения. Они могут ориентироваться по береговой линии, звездам и солнцу. И всегда прилетают в нужное место, помешать им может только человек. Так, к слову, больше не гнездится в наших краях маленькая птичка Дубровник.
НАТАЛЬЯ ИОВЧЕНКО,ведущий специалист особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга: «Оказалось, что их массово отлавливают на местах зимовок паутинные сети. Это как странствующий голубь, которого были миллионные стаи, и их уничтожили».
Наталья — орнитолог по профессии и бердвотчер по призванию. Модное сегодня увлечение в переводе с английского — наблюдатель за птицами. Процесс сродни медитации с элементами азарта: чем больше увидел разных пернатых, тем считается круче.
Бердвотчеры могут сидеть в засаде ни один час и не один день, у начинающего, как у меня, есть вот такая шпаргалка, чтобы гуся от чайки отличить, и бинокль. А дальше — наблюдение столько на сколько меня хватит.
Весной каждого года поселок Лебяжье оправдывает свое название. Южное побережье Финского залива у лебедей — запланированная остановка на пути из Западной Европы. У нас они отдохнут, поедят и полетят дальше в тундру.
ПАВЕЛ ГЛАЗКОВ,кандидат биологических наук, блогер: «Они обратно улетят осенью. Но если бы у нас не замерзали водоемы, то они у нас оставались зимовать».
Удивительно, но они не боятся громких звуков с дороги, которая совсем недалеко от берега, дают себя снять с квадрокоптера.
Птицам приходится адаптироваться к тому, что постоянно придумывает человек. Он строит на их пути небоскребы, меняет естественный ландшафт обитания. Как, например, это было с Юнтоловским заказником.
Эти места до сих пор любит посещать гоголь. И если бы эта разновидность утки с таким названием могла бы писать, то из-под ее пера обязательно бы вышли очерки о том, как на западе появился новый жилой комплекс, а со стороны улицы Планерной возвели очередной участок ЗСД.
Заповедник, который основал еще сам Петр I, сильно изменился с тех пор. Лахтинская низина была излюбленным местом стоянки мигрирующих птиц, но после того, как здесь прошли работы по углублению, им пришлось искать другое место гнездования. Залетая в город, дикие птицы влетают в стекла и разбиваются. В единственном в Петербурге госпитале для пернатых их снова ставят на крыло.
МИХАИЛ ГОЛОЯД,орнитолог: «Весной несут, обычно, все виды, которые выводят потомство. А оно не приспособлено, птенцы вываливаются из гнезд, у чаек, к примеру, потому что они не по берегам живут, а на крышах домов».
Это дятел Вова, орнитологи просят давать имена пациентам, которых приносят неравнодушные граждане, так можно потом справляться об их здоровье. У Вовы вывих сустава, сейчас ему будут делать укол.
Весной у доброго доктора Айболита – Михаила работы заметно прибавляется. Недавно выписали сову, постоянные клиенты — голуби сизари. Георгия отбили у стаи ворон. Его навещать приходит Наталья. Пациент идет на поправку, будет лакомиться пряниками, которые ему принесли.
Так уж устроен человек, что смотрит, в основном, себе под ноги, в то время как там, в небе, тоже кипит жизнь. Со своими законами и правилами и навигационными картами. Забываем о том, что мы все единая экосистема, как сказали бы ученые, и нарушать ее нельзя. Когда птицы поют, тогда все хорошо.