О катастрофах, случившихся в прошлом, и по которым позже сняли кино, о героях, фактах и вымысле — репортаж Наталии Бандуриной.
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «А теперь о новостях культуры. На этой неделе в Санкт-Петербурге открылся 30-й всероссийский кинофестиваль «Виват, кино России». Ещё один признак того, что ковид отступает, и уже начинают проводить культурные форумы в привычном формате. А ещё этот фестиваль, который собрал экспертное сообщество, хороший повод задуматься над тем, а какое сейчас в условиях международных санкций кино снимать будем, и какое будем показывать. Ответ очевиден. Акцент мы должны делать только на наши отечественные ресурсы и возможности. Тем более правительство страны уже заявило о готовности помочь этой отрасли. Выделено дополнительно пять с половиной миллиардов рублей. К тем 9-ти миллиардам, которые уже есть. Не так много по голливудским меркам. Для справки. Это финансирование сопоставимо с бюджетом только одного голливудского фильма. Например, такого, как последняя версия «Бэтмена». Но ещё Суворов нас учил: не числом, а умением. То есть в данном случае можно сказать: не только бюджет в кино решает все художественные задачи. Есть ещё и умение, и опыт. И, может быть, помогут лучшие традиции советского кинематографа, о которых часто стали забывать, делая всё по алгоритмам голливудской фабрики киноиндустрии. Вот, например, возьмём жанр фильм-катастрофа. Ведь без всяких компьютерных технологий, только за счёт, как говорят киношники, «натуры» и комбинированных съёмок достигали невероятных эффектов. В том числе, и в Петербурге. Точнее, в Ленинграде. И многие эти фильмы шли в формате, что называется, «основано на реальных событиях». Как это делали? Как это снимали? Очень интересная тема, которую продолжит Наталия Бандурина».
Наталья Бандурина,корреспондент: «Все знают фильм «Экипаж», еще и благодаря тому, что в 2006-м сняли ремейк. Но тот самый, который вышел в 79-м году, — классика, его называют первым фильмом-катастрофой в СССР».
Держит в напряжении все полтора часа. Хотя история, выдуманная от начала и до конца. А здесь, в районе железнодорожного моста, ТУ-124 приводнился на Неву на самом деле. И было это за 10 лет до «Экипажа», но кино про это не сняли до сих пор. К сожалению, тем не менее, Ленинград вошел в историю кинематографа другими не менее драматичными событиями.
Перегон между станциями метро «Площадь Мужества» — «Лесная». Время в пути — 3 минуты. Ничего особенного, поезд как поезд. Пассажиры кто читает, кто дремлет, даже и не подозревая о том, что за эти сегодня комфортные 3 минуты, боролись не один год с самой природой, и даже могли погибнуть, ленинградские метростроевцы. Реальная история размыва вошла в основу сценария художественного фильма.
1974 год. Ленинград на пороге значимой даты. Грядет 25-й партийный съезд. Городские власти рапортуют: Ленинград получит новые станции метро. Задача — сдать объект несмотря ни на что.
А объект — не то, что сложный, такого раньше в принципе никто не делал. Подземная река, грунт, который нужно заморозить. Было решено тоннели строить как бы в два яруса, один над другим. Спешка в строительстве привела к тому, что 8 апреля в 16:30 в забой под высоким давлением хлынула вода.
Сергей Астахов работал на картине «Прорыв» оператором-постановщиком. Сегодня он живет в своем загородном доме, разводит кур, гусей. Продолжает работать в кино. А тогда, в 85-м, на съёмочной площадке он как минимум раз десять мог погибнуть. События аварии восстанавливали тоннелях метро, да и компьютерной графики тогда не было, все делали по-настоящему. Большого опыта в съемках фильмов-катастроф тогда почти не было. Почти все впервые.
Фильм, который вышел на экраны в 1986 году, почти документальный. Единственное, что пришлось приукрасить, это сцены с троллейбусом, который провалился под асфальт, и обрушением жилого дома. В картине мы видим здание, которое планово сносили на углу улиц Дегтярной и 9-й Советской.
А на самом деле обрушилась часть корпусов «НПО Аврора» на Политехнической, в то время как метростроевцы продолжали бороться с плывуном. Чтобы и дальше избежать обрушений на поверхности, в аварийные тоннели закачивали водопроводную воду.
Юрий Кузнецов сыграл одну из главных ролей в фильме. Его Визигин — собирательный образ тех героев, которые предотвратили настоящую катастрофу. Жертв тогда удалось избежать. Станцию открыли. Без подробностей скажут только, что это был подвиг.
Наталья Бандурина,корреспондент: «1977 год, 27 февраля. Скорый поезд «Юность» должен был быть в Ленинграде точно по расписанию, но на Московском вокзале так и не сообщили о его прибытии. В районе 10 часов вечера сюда, под Цимбалинский мост, прибыли пожарные расчеты».
Кадры фильма по мотивам трагедии — «34-й скорый». В картине много художественного вымысла: как спасали цирковых лошадей, одна из главных героинь, которую играет Елена Майорова отстает от поезда, когда уже один из вагонов объят пламенем. На самом деле, возгорание произошло от непотушенной сигареты в купе вагона-ресторана. Сигарета тлела в пепельнице, в то время как буфетчица, которая, как потом выяснится, выпила лишнего, уже спала. Загорелась салфетка, огонь перекинулся на занавеску. В купе начался пожар.
Владимир Климов вел расследование того пожара в скором поезде. Общался с выжившими, фиксировал погибших. Это он выяснил, что из-за несовершенства вентиляционной системы огонь распространялся очень быстро. И шансов выжить у многих просто не было.
Среди тех, кто находился в том самом поезде, были курсанты Ленинградского высшего пожрано-технического училища. Они помогали эвакуировать пассажиров, трое из них погибли.
Может возникнуть вопрос, поезд — не самолет, можно выскочить. Но все становится понятно на пожарных учениях. Возгорание в вагоне — одно из самых сложных и разрушительных.
В истории Ленинграда и Петербурга было много печальных сценариев, которые писали не драматурги, а обычные люди, неосторожность или халатность которых приводила к трагическим последствиям. Основанные на реальных событиях фильмы-катастрофы — истории не всегда со счастливым концом. Зато они честные. А еще, чтобы помнили: настоящие герои — не из кино. Среди нас.