В гостях у программы «Утро в Петербурге» Николай Немоляев, оператор картины «Медный всадник России» и Александр Малькевич, генеральный директор телеканала «Санкт-Петербург».
Николай Растворцев,ведущий: Поздравляем наш любимый город с Днём рождения. В год 350-летия со дня рождения Петра I мы отметим ещё один заметный юбилей — 240 лет знаменитому Медному всаднику работы Этьена Фальконе. В Петербурге в историческом здании легендарной киностудии Ленфильм сегодня открывается выставка, на которой будет представлен реквизит, включая и исторические костюмы со съёмок фильма Василия Ливанова «Медный всадник России».
Дарина Шарова,ведущая: В качестве подарка ко дню рождения Санкт-Петербурга и Дню рождения Петра I Василий Ливанов предоставил свой фильм для показа в эфире телеканала «Санкт-Петербург», а также передал для организации выставки костюмы, реквизит, артефакты, которые были использованы в процессе создания этого фильма.
Николай Растворцев,ведущий: Мы рады приветствовать в нашей студии оператора картины, заслуженного деятеля искусств РСФСР, лауреата Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР Николая Немоляева и генерального директора телеканала «Санкт-Петербург» Александра Малькевича. Николай Владимирович, скажите, чем лично для вас запомнилась работа над этой картиной?
Николай Немоляев,оператор картины «Медный всадник России»: Хочу поздравить ленинградцев с праздником. Это действительно замечательный город, красоты необыкновенной. Я здесь уже четвёртый раз или пятый снимаю фильмы. У меня была такая картина «Нас венчали не в церкви», «Лестница» с Меньшиковым. Потом была картина с Васей Ливановым. И ещё было несколько картин, которые я снимал для школ про Эрмитаж. Этот город я очень люблю. А вчера я первый раз был на выставке в доме Юсупова. Когда узнал о том, что там две комнаты были разрушены снарядами во время войны, подумал, какое счастье, что город остался такой. И что Гитлер, который хотел снести его с лица земли, не совершил этого безобразия. Поэтому я счастлив что город есть, что он такой замечательный.
Николай Растворцев,ведущий: Коли уж вы вспомнили времена блокады и войны, мы знаем, что памятник Петру был укрыт мешками, и многие символы города не вывозились, никуда их не убирали. В сложные годы они были вместе с ленинградцами. Давайте вернёмся к картине «Медный всадник России». Что фильмы подобного жанра требуют от оператора? Какие задачи прежде всего стояли перед вами?
Николай Немоляев,оператор картины «Медный всадник России»: Ну, во-первых, задача любить страну свою. Потому что, когда вы любите страну и её историю, тогда вы можете работать. Это главная задача оператора. Фильм начался с того, что лет 10 назад Ливанов хотел снимать эту картину. Не удалось ему снять, не получил деньги. А поводом к этому было вот что. Он принимал экзамены и спросил у абитуриента, скажи пожалуйста, а кому посвящён памятник Медный всадник? А тот сказал: Скобелеву. Тогда Вася и подумал, что надо снимать фильм. Народ не знает своей истории.
Дарина Шарова,ведущая: Автор сценария и режиссёр этой картины Василий Иванов сказал такие слова: «Такие фильмы должны войти в школьную программу, начиная шестого класса». Как вам кажется, по такому игровому не документальному кино можно изучать историю?
Николай Немоляев,оператор картины «Медный всадник России»: Я считаю, не то, что можно, а обязаны. Вот я редко смотрю фильмы по телевизору, иногда заглядываю. Появляется Екатерина II, такое ощущение по фильму, что это была такая гулящая дама. Я смотрю 5 минут или там даже 3 минуты и перестаю смотреть, это невозможно. А когда мы стали изучать эту историю, то мы поняли, что это была выдающаяся женщина. Неслучайно она была императрицей, судьбоносной для страны. Потому что она была очень образована, великолепно владела русским языком, в совершенстве. Есть такое мнение, что Бельской, который есть на памятнике, её отец. Он был незаконнорожденный Трубецкой. Он был единственный человек, который жил с ней в Зимнем дворце. Этот говорит о том, что было что-то такое очень близкое между ними. Поэтому она знала русский язык и русскую историю замечательно, и она очень любила Россию.
Николай Растворцев,ведущий: Это и сейчас важно знать нашу историю и наш родной язык. Но помимо фильмов погружаться в историю можно и на выставках. Об одной из них мы уже сегодня говорили. Генеральным информационным партнёром и соорганизатором выставки на Ленфильме является телеканал «Санкт-Петербург». Автор идеи присутствует в нашей студии. Это Александр Малькевич. Скажите, насколько масштабной будет экспозиция и насколько глубоким будет погружение в эпоху Екатерины II?
Александр Малькевич,генеральный директор телеканала «Санкт-Петербург»: Мы постарались, конечно, чтобы это было интересно. И кстати, продолжая поднятую здесь тему, мне кажется, блестящая идея у нас в студии родилась. О том, чтобы ребята в школе изучали историю по художественным игровым фильмам. Я прямо представляю себе, как задание к каждому уроку — посмотреть дома такой-то фильм. Главное, подобрать правильный. Изучать историю с помощью таких современных средств — это правильно. Потому что через фильмы, через мультимедийные проекты, которые в том числе с нашей поддержкой реализуются в парке «Россия — моя история» это то, что нужно сегодня, чтобы было не скучно, не назидательно. Такое погружение в историю будет и на выставке в том числе, где можно будет посмотреть на костюмы исторические и тот реквизит, который использовался при создании фильма. Я хочу большое спасибо сказать Николаю Владимировичу. В принципе вот сидеть рядом с легендой уже счастье. Зрители могут потом почитать в интернете, какое количество удивительных великих фильмов создавал Николай Владимирович. Это большая радость в принципе для города, что такие легенды здесь с нами находятся, участвуют в наших проектах. Отдельная благодарность, конечно, Василию Ливанову, нашему любимому легендарному артисту, потому что он предложил фильм городу, обратился к губернатору Санкт-Петербурга с предложением весь этот проект реализовать. Совместно с нашим комитетом по культуре мы это сделали. У нас действительно несколько дней посвящены тем датам, о которых вы говорили. Мы посмотрим художественный фильм, фильм, о том, как создавался фильм. И, конечно, часовое интервью эксклюзивное Василия Ливанова для нашего канала. Поэтому люди неравнодушные к истории, к культуре нашей страны смогут и пообщаться с Василием Ливановым, и посмотреть хороший художественный фильм о том, как создавался памятник и фильм о том, как создавался фильм об этом памятнике.
Дарина Шарова,ведущая: Что всегда очень интересно, кстати, молодому поколению особенно всегда очень любопытно подсмотреть, подглядеть, как же это всё делалось. Мне кажется, это порождает дополнительный интерес к самому произведению.
Николай Растворцев,ведущий: В 19.00 29 мая в нашем эфире как раз все три работы, о которых только что сказал Александр Александрович. В финале короткий вопрос. Как вы считаете, достаточно сегодня в отечественном телеэфире программ, лекций, интервью об истории нашего государства? Как, на ваш взгляд, стоит действительно притягивать именно в телеэфире молодёжь?
Николай Немоляев,оператор картины «Медный всадник России»: Очень мало, просто их нет. Вспомните, что было перед Второй мировой войной. Были фильмы «Александр Невский», «Суворов», «Ушаков» и так далее. Фильмы были об истории нашей страны, она действительно великая. И Екатерина, конечно, была величайшая. Она знала европейские языки, общалась с Дидро, Вольтером. Она нашла человека, который может сделать этот памятник. Она не только смогла, она в какой-то степени руководила этим процессом. Она смотрела, как он делает его. Поэтому памятник получился потрясающий.
Николай Растворцев,ведущий: Она в принципе объявила себя продолжательницей дел Петра I, это была его политика и одно из первых заявлений. Поэтому, мне кажется, если ты выбираешь такую стратегию, то действительно должен соответствовать.
Николай Немоляев,оператор картины «Медный всадник России»: Вот хочу сказать фразу Екатерины о том, что Европе ни один выстрел не делается без моего согласия. Это значит, что такое влияние у неё было мощное. Не каждый руководитель нашего государства такое влияние оказывал на Европу. Слава Богу мы сейчас немножечко приближаемся к этой эпохе великих людей, которые так руководят страной. А вот что было раньше до нас, мы помним. Простите, хочу добавить, что Эрмитаж — потрясающее место. Я там был однажды ночью, шёл по пустому Эрмитажу и подумал о том, что вот когда приезжали послы к Екатерине и входили по этой лестнице Купеческой, где высота потолка с восьмиэтажный дом. Потом они шли по пустым залам. И эти залы были нескончаемые, это мощь была. А когда они подходили к тронному залу, то они были готовы на любые договора. Когда я прошёл ночью такой путь, понял, что это неслучайно было сделано. К тронному залу вели такие громадные просторы.
Александр Малькевич,генеральный директор телеканала «Санкт-Петербург»: Не всё так безнадёжно, пока существуют такие каналы как «Санкт-Петербург» и такие зрители, которые живут в нашем городе и за его пределами. Мы должны просто напомнить, что всё, что мы проанонсировали, можно посмотреть с помощью спутникового вещания, с помощью интернета, через сайт в любом уголке нашей страны, за её пределами. Вот пока есть такие каналы, такие журналисты, которые работают у нас здесь, то в общем надежда остаётся на то, что будут люди, которые будут стараться интересно, увлекательно рассказывать о нашей великой культуре и истории.