О подвиге врачей, спасавших жизни в осажденном городе, рассказывают в Музее блокадной медицины. Посетители узнают, какие болезни поражали жителей Ленинграда, какими лекарствами пользовались врачи и какие инструменты были в их распоряжении. Особое место в экспозиции занимают дневники медицинских работников.

За почти 80 лет надпись на этикетке выцвела, но фамилию «Ершова» с трудом прочитать можно. Тогда каждый такой пузырек с консервированной кровью подписывали именем донора. В блокадном городе десятки тысяч человек находили силы помочь раненым и спасти их жизни. По разным данным, почти 144 тонны удалось передать на фронт. Причем были и те, кто делал это безвозмездно, отказываясь от дополнительного пайка и денег.

«Вы представляете, отказываться, где можно на эти деньги купить хлеб? Вот на эти средства доноры сдавали деньги в фонд «Ленинградский донор», и была построена целая эскадрилья, это порядка денег, ну, в том исчислении, это 1 350 000 рублей было сдано», — отметил директор Военно-медицинского музея Анатолий Будко.

Блокада оставила не только видимые раны. Врачи обнаружили уникальный диагноз, который позже назвали «ленинградской гипертонией». Ее провоцировало постоянное нервное напряжение. Чаще всего встречалась у жителей Московского, Выборгского и Кировского районов — тех, которые бомбили больше других. Для лечения создали специальные отделения и даже ночные санатории. Страдавших от этого недуга освобождали от сверхурочных работ и предоставляли дополнительные выходные.

«Первыми забили тревогу окулисты, которые обратили внимание на необычно большое число пациентов с ретинитом — воспалением сетчатой оболочки глаза. Поначалу они сами не понимали, с чем связана такая внезапная аномалия. К изучению этой проблемы привлекли специалистов разных профилей, и было выяснено, что снижение остроты зрения связано с артериальной гипертензией», — рассказала ведущий методист Военно-медицинского музея Ольга Черняева.

В блокадном Ленинграде были и вспышки дизентерии. Ученые осажденного города смогли создать несколько миллионов специальных таблеток. Препарат выдавали по спискам жильцов, каждому лично в руки — вакцинировали 84 процента жителей.

«В этой витрине у нас представлен уникальный документ блокадной поры — это список жильцов домохозяйства по улице 13-й Красноармейской, которым раздавалась поливалентная дизентерийная вакцина, которая тоже представлена в этой витрине. Список составлен Анной Ивановной Пуриной. Начальником санитарного поста при домохозяйстве она была, лучшей активисткой общества Красного Креста», — подчеркнула ведущий методист Военно-медицинского музея Ольга Черняева.

В комплексе «Медицина Великой Победы» — 600 экспонатов, коллекция постоянно пополняется. Дневник химика Татьяны Поленовой — один из недавно поступивших. Медик была в числе тех, кто налаживал производство препаратов. В ее записях — сведения о быте Ленинграда в первую блокадную зиму, рассказы о судьбе близких и научной интеллигенции. Многие такие труды военных лет позже и легли в основу медицинских исследований и открытий.