Первый в России подводный манифольд для сбора нефти и газа представили в морском бюро машиностроения «Малахит». Разработку петербургских инженеров назвали технологическим прорывом — она заменит десятки километров трубопроводов. Комплекс способен собирать ресурсы сразу из нескольких скважин и транспортировать их на берег.

Опытный образец отечественного манифольда установили на предприятии, где его и спроектировали. Установка очень большая: высота — 9 метров, длина — 13 и ширина — 8. А работать манифольд будет под водой — на глубине 500 метров.

Масса тоже внушительная — 252 тонны. Необычное для ушей россиян слово «манифольд» с английского можно буквально перевести как «много изгибов». Так и есть: в газодобывающей промышленности это система трубопроводов, необходимая для слияния, распределения и перенаправления потоков сырья.

Непосредственно манифольд представляет собой трубную обвязку из различных систем, которые размещены на общей несущей конструкции и обеспечивают работу с пластовым продуктом.

Его называют флюидом. Привычный же природный газ получают уже на земле — на специальных заводах. Этот опытный образец спроектировали и изготовили всего за два года и один месяц по заказу министерства промышленности и торговли России, а также «Газпрома». Первый отечественный манифольд — гордость Объединённой судостроительной корпорации, в которую входит петербургское морское бюро машиностроения «Малахит».

— Что сложнее: спроектировать или изготовить?
«Наверное, всё-таки изготовить. Но хочется отметить, что и при проектировании возникали не самые простые задачи, не самые стандартные для нашего бюро расчёты. Например, расчёты сейсмики, потому что оборудование эксплуатируется в сейсмоопасной зоне», — поделился заместитель главного конструктора «Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» Александр Круглов.

Изготовили манифольд на Ижорских заводах. А вот свою вахту подобные гиганты после запуска в серию, скорее всего, будут нести на далёком Сахалине. Одно только погружение многотонной конструкции под воду — сложнейшая операция. Человек её контролирует дистанционно, на борту судна. Все манипуляции на дне выполняют роботы.

Скорость спуска должна быть около одной десятой метра в секунду. При касании нижней частью манифольда верхней части конструкции донного основания срабатывает система амортизации.

Такие манифольды называют кустовыми. Они могут обслуживать одноимённые скважины. Далее полученный продукт обычно поступает в сборный манифольд — он ещё больше — и уже оттуда по трубам доставляется на землю. Результат работы петербургских учёных в перспективе позволит отечественным компаниям сэкономить миллионы на приобретении оборудования.

«Это прорывная история для отечественной промышленности, для отечественной нефте- и газодобывающей отрасли, потому что систему подводной добычи в Российской Федерации до сих пор никто не разрабатывал. До сегодняшнего дня используются иностранные изделия: норвежские, американские. Но, сами понимаете, санкции», — рассказал заместитель главного конструктора «Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» Александр Круглов.

Снизить санкционное давление и повысить давление в газовых трубах — вот основная задача сегодня. Для этого в ближайшие годы на Дальнем Востоке, в Охотском море, установят такие вот кустовые манифольды — с петербургским характером.