Водные процедуры для старинных шпалер. Тканным картинам XVI века в реставрационных мастерских Эрмитажа возвращают былой лоск. Всего в серии «Времена года» — гротески пяти уникальных экспонатов.
Этот исторический момент реставраторы музея не могли не запечатлеть. Впервые за 500 лет древняя тканная картина принимает ванну.
«Когда мы начинаем водную очистку шпалера размещается на рабочей поверхности на решетке которая покрыта еще вот специальной сеткой лоновой. Подается вода, шпалера смачивается. Подается мыльный раствор», — рассказала заведующая лабораторией научной реставрации тканей Государственного Эрмитажа Марина Денисова.
Такая водная очистка предстоит еще двум из пяти уникальных шпалер серии «Времена года. Гротески», вытканных, в Брюсселе аж в 1540-х годах. Авторство доподлинно неизвестно. Ученые Эрмитажа только предполагают — это был один из известных художников своего времени, из круга Рафаэля, сотворивший шедевр по августейшему заказу французских королей.
Они, судя по всему, находились в коллекции французских королей в середине XVI века у Франциска I и Генриха II, судя по их инвентарям. А в XVII веке они каким-то образом оказались у Николя Фуке – это суперинтендант королей Людвига XIII и Людвига XIV, который был арестован за свои растраты.
После французской революции полотна попадают в руки коллекционеров, а в 1885 году — в Петербургскую антикварную лавку, откуда серию выкупает музей училища технического рисования барона Штиглица. В начале XX века шпалеры вместе с другими шедеврами собрания знаменитого коллекционера переходят в фонды Эрмитажа. Тайный замысел автора произведения, ученым еще предстоит выяснить. Почему необычная серия, посвященная временам года, состоит из пяти шпалер? И что на самом деле кроется за изображением основного сюжета.
«Помимо «Времен года» в композиции этих шпалер зашифрована идея алхимической трансформации материи. То есть человек, который заказывал эти шпалеры, он увлекался алхимией и астрологией», — рассказала старший научный сотрудник отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа Татьяна Лехович.
Одна из шпалер уже прошла через руки опытных реставраторов центра на Старой деревне. Мастерицы сделали практически невозможное и совершили настоящий подвиг. На этих снимках видно как преобразилось полотно после всех процедур . На изображении стали видны золотые нити.
Шпалера «Весна — Венера». Первая в серии «Времена года. Гротески». Самая поврежденная, говорят реставраторы. Только водную очистку пришлось проводить два раза. Спустя полгода многочисленных манипуляций и тканное полотно практически не узнать, проявились цвета, укреплен каждый квадратный сантиметр ткани. Экспонат практически готов к экспозиции.
А вот «Аполлон и знаки Зодиака» сейчас в процессе реанимации. Этим занята большая часть сотрудников лаборатории. Стежок за стежком укрепляют каждый сантиметр. Здесь важно минимальное вмешательство в памятник и выявление его первоначального образа. При этом работать приходится только вручную, шелковыми нитями, как и пять веков тому назад.
«Мы подвели новую основу, тонкую, прочную, из хлопчатой бумажной ткани, распределили ее равномерно по всей поверхности, и дальше реставрационным швом укрепляли всю поверхность шпалеры насквозь, вместе с дублировкой. У нас есть история предмета. Его перемещение во времени, в пространстве. Поэтому что-то надо обязательно сохранить», — рассказала заведующая лабораторией научной реставрации тканей Государственного Эрмитажа Марина Денисова.
Ровно через год, вся серия, предстанет перед посетителями Эрмитажа во всей красе. Спустя пять веков уникальные шпалеры снова буду выглядеть так, как их задумал автор и какими могла любоваться королевская чета французского двора.
