Лучшие практики благоустройства – в Петербурге! Минстрой составил реестр с самыми удачными объектами по итогам 2024 года. В него вошли скейт-парк под путепроводом на пересечении Пулковского шоссе и Дунайского проспекта, а также – проект благоустройства набережной Большой Невки. На обоих объектах использовался цветной асфальт. Он позволяет зонировать пространство, но, главное, – привлекает внимание всех участников дорожного движения. Эту технологию разработали в Петербурге на заводе, где выпускают и обычный асфальт для городских дорог. Как сегодня работают такие производства и почему городу нужны новые асфальтобетонные предприятия, – в репортаже телеканала «Санкт-Петербург».

Без дыма. Без шума. Хотя на самом деле работа на этом предприятии идет практически беспрерывно. Завод по производству асфальтобетона, выпускающий порядка миллиона тонн смеси в год, автоматизирован практически на сто процентов. Специалисты только у диспетчерского пульта и в кабинах машин.

Автоматика контролирует и каждый участок. Камеры – и на крытых хранилищах щебня и песка. Все выбросы собирают мощные вытяжки. Системы аспирации улавливают даже мельчайшие частички пыли в воздухе. Финальный этап – высокоэффективные фильтры. Так же очищаются и стоки.  

«Все ливневые стоки, 100 процентов, собираются на внутриплощадочной канализационной сети. Дальше подаются на локальные очистные сооружения, где производится очистка этих стоков, и дальше в установленном порядке подаются в городские сети канализации. Аналогично – с твердыми отходами», – отметил директор производственно-технической службы завода Андрей Хромачёв.

Причем, твердые бытовые отходы вывозят на специальные полигоны. Как и любое предприятие, асфальтобетонный завод в Пушкине – под пристальным контролем надзорных органов. Превышения каких-либо норм ни разу не зафиксирован, а жители района порой даже не подозревают о соседстве.

«Если бы вы не сказали, что он есть, я бы вообще не подумала, что есть какой-то завод. Запахов нет. Ветер иногда бывает сильный со всех сторон. Я не слышала никаких таких запахов, которые связаны с заводом», — рассказывает местная жительница.

«Если честно, первый раз слышу, даже не в курсе, где он находится», — говорит житель близлежащих домов.

«Я даже не представляю, где он находится. Слышал, что в промзоне. Влияния никакого не ощущаю, потому что запаха нет никакого, связанного со смолой, и так далее», — объясняет местный житель.

Завод оборудован двумя немецкими установками. Каждая – производительностью 640 тонн асфальта в час. Используют, в том числе, энергоэффективные – то есть, «зеленые», технологии. Это – переработанный асфальт и так называемые теплые смеси.

«Теплые смеси – это асфальтобетонные смеси, выпускаемые по национальным стандартам. Те же самые, по сути, смеси, только с понижением температуры выпуска и укладки. Более чем на 25-30 градусов. По нашему исследованию, выпуск теплых смесей позволяет на 80 процентов снизить выбросы в атмосферу», – рассказал главный технолог завода Сергей Шибалов.

Применяют инновационные методы производства. Впрочем, для петербуржцев, например, цветной или ароматизированный асфальт – уже привычное явление. Его укладывают в парках, на велодорожках. Но, главный продукт, конечно, – смесь для ремонта и строительства дорог в Петербурге.

До 2027 года на развитие транспортной системы направят 333 млрд рублей. Это, как текущий ремонт, так и реализация мега-проектов: КАД-2, высокоскоростная железнодорожная магистраль, ШМСД, Большой Смоленский мост, трамвайная линия «Славянка».

«Реализация крупных инфраструктурных объектов, а также – поддержание улично-дорожной сети на высоком уровне в нормативном состоянии, повышает спрос к качественным материалам. В том числе – и асфальтобетонной смеси.

Удовлетворить спрос поможет строительство нового производства. Город выделил участок в промышленной зоне «Белоостров», где уже есть бетонный завод. Расстояние до ближайшего жилья – 800 метров. В Финляндии, например, это – всего 150 метров», – сообщил заместитель председателя комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга Максим Молчанов.

Это – крупнейший в мире асфальтобетонный завод в Туусуле, недалеко от Хельсинки. В час на нем производят 720 тонн асфальта. Для контроля влияния на окружающую среду используют лучшие технологии, которые минимизируют шум, пыль и тепловое излучение.

Подобные системы установлены и на заводе в Пушкине. В Белоострове система будет еще совершеннее. Более того, новое производство будет закрытого типа.  

«Если асфальтобетонные заводы будут находиться далеко от города, то качества покрытия в городе будет снижаться. Потому что смесь будет охлаждаться и охлажденную смесь очень сложно уплотнить до требуемого нормативного состояния», – объяснила заместитель директора по качеству, руководитель НИЦ Наталья Майданова.

Проект этого стратегического строительства предусматривает благоустройство территории. В Белоострове также появится современная инфраструктура, включая сети водоснабжения и водоотведения.

Кроме того, построят новые дороги, по которым большегрузы пойдут в объезд жилых массивов.