Государственный Эрмитаж готовится представить выставку в честь живописца Каспара Давида Фридриха. Его работы высоко ценили члены царской семьи, а также многие поэты, что нашло отражение в их творчестве.

Гости Зимнего дворца среди экспонатов найдут не только работы художника, но и тех, кто им бесконечно восхищался. Откроется экспозиция 8-го декабря.

Бережно вскрывая упаковки, из коробок достают шедевры, которые в Эрмитаж доставили из других музеев страны. Среди них — портрет принцессы Шарлоты Прусской — будущей императрицы Александры Федоровны кисти Кюгельхена, который привезли из Гатчины. Рядом — горный пейзаж Михаила Лермонтова из Музея Тарханы.

«У Фридриха здесь бесконечный пейзаж, пейзаж, который выше человеческого понимания. Фридрих — невыразимое, то, с чем борется поэзия. Невыразимость — это то, что может выразить живопись. И только живопись. Это то, что привлекало русских поэтов», – отметил куратор выставки, заведующий отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Михаил Дединкин.

Один из центральных экспонатов — изображение Василия Жуковского, Александра и Сергея Тургеневых. Картина написана Фридрихом в Дрездене и иллюстрирует глубокие связи с Россией, в которой он никогда не был. Для поэта и старшего из братьев Тургеневых — Александра — картина стала своего рода «памятником» их дружбы.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Этот портрет писался, когда младший из братьев Тургеневых, Сергей, уже умер. И старший из братьев писал Жуковскому, что фридрихова туманная звездочка светит им с того света, напоминая, что все они будут там, и брат им уже освещает их путь», – рассказала научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Александра Коншакова.

На выставке можно будет увидеть транспарентные — проще говоря, прозрачные — картины Фридриха. Идея полотен меняется в зависимости от освещения. Оригиналы погибли в пожаре 1837 года. По сохранившимся эскизам и описаниям автора свои вариации создали студенты академии Репина.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Когда мы исследовали тему, как это все делается, мы пробовали краски с белилами, которые создают плотность и за счет этого создается тональная раскладка, но остановились на акварели, у нее больше светопроводимость и появляется большее свечение», – рассказала студентка 6 курса Академии художеств имени Репина Екатерина Федоткина.

«У этого художника все картины пронизаны магическим светом. И мне кажется, в технологии транспарентных картин наиболее ярко проявляется этот свет, который максимально работает на погружение зрителей в картину», — рассказала студентка 6 курса Академии художеств имени Репина Полина Толстоноженко.

Кроме работ дрезденского романтика, на выставке представят акварельные рисунки Жуковского, подлинные описи коллекций поэта и императрицы Александры Федоровны. Всего — более 200 экспонатов.