Центр Современного искусства имени Сергея Курехина отмечает юбилей композитора на Новой сцене Александринского театра. В этом году известному музыканту исполнилось бы 70 лет.
В самом же Центре работы по реконструкции вышли на финишную прямую. Напомним, он располагается в здании бывшего кинотеатра «Прибой». Строению требовался качественный ремонт. Только после личного вмешательства губернатора в 2021 был утвержден проект и выделены средства. Как отметил Александр Беглов, обновлённый центр на Васильевском острове станет значимой экспериментальной и концертной площадкой Петербурга. На ней будут представлены различные направления современного искусства.
Новая сцена-трансформер Александринского театра как нельзя лучше подошла под замыслы организаторов «Музыки Курехина». Ведь программа довольно насыщенная и разнообразная. Здесь не просто звучит музыка. В фестиваль вошли перформансы, мультимедиа, фрагменты кино и видео-арт. И все это на нескольких площадках.
Фестиваль-трибьют — это своего рода посвящение Сергею Курехину и его многогранному творчеству. В восьмидесятых его называли главным представителем неофициального музыкального искусства Ленинграда.
«Он всегда давал слушать мне музыку в первую очередь, то есть я была первым слушателем музыки Сергея. Он всегда прибегал домой и говорил: «Я записал вот новое», — рассказала художественный руководитель Центра современного искусства имени Сергея Курёхина Анастасия Курёхина.
Музыкант много импровизировал, но редко записывал свои композиции. Приходилось восстанавливать по саундрекам из кинолент. Восстановленные партитуры зазвучали в собственном прочтении участников. Легендарные кинохиты Курехина здесь обрели новую жизнь. Музыканты, в том числе и те, кто работали с композитором на одной сцене, исполнили произведения мастера не только в симфонической, но в джазовой обработке.
«Пьесы Сергея Курехина составлены из лупов, непосредственно выпущенных на разных грампластинках Сергея. То есть это его музыка в его исполнении. Я нашел некоторые фрагментики чистые, в рамках которых можно импровизировать», — отметил саксофонист-импровизатор, участник «Поп-механики» Сергея Курёхина Сергей Летов.
Сергей Курёхин — один из главных представителей ленинградского рок-н-ролла. Он принимал участие в записях нескольких пластинок «Аквариума» и был вдохновителем перформансов собственного коллектива «Поп-механика». Его проекты всегда были грандиозными. В них гармонично сочетались все элементы советской и постсоветской культуры. Порой даже в фантастическом нагромождении. Экспериментировал Курёхин во всем, однажды придумал новый язык — птичий — для «Воробьиной оратории». И сегодня впервые композиция прозвучала в аранжировке для Детского хора телевидения и радио под управлением Игоря Грибкова.
«Фишечка состоит в том, что у Курехина это инструментальные пьесы с текстом. Я переделал под детский хор в акапелле. Дети отлично просто, там драка за то, кто будет чирикать воробьями, а кто будет изображать Марину Капуру», — рассказал художественный руководитель Детского хора Телевидения и Радио Санкт-Петербурга Игорь Грибков.
Фестиваль на сцене Александринки можно назвать шоу Курёхина нон-стоп. Организаторы заполнили даже антракт. Во время перерыва зрителям показали хореографический перформанс танцобъединения «Тринадевять». Организаторы надеются, что следующий фестиваль проведут уже в Центре Курёхина на Васильевском острове.