Такие учителя, без сомнения, собственным примером доказывают, насколько важно оказаться в жизни на своем месте, правильно выбрать дело, которым захочется заниматься в будущем. Помочь определиться с профессией – это одна из важных задач, которую сегодня в целом решает современная петербургская школа. Называется это ранней профориентацией. Звучит скучно, а на деле – очень увлекательный образовательный процесс в связке с вузами и предприятиями. Свежий пример – энергокласс, который открылся в 334-й школе Невского района. Специализированные знания ребята получают не только в школьных кабинетах, но и на площадках Горного университета, в учебных лабораториях кампаний-партнеров. Для кого-то такая подготовка станет реальным стартом к будущей профессии. И стартовать никогда не поздно, и никогда не рано.
Детективная история на уроке: следствие ведут одноклассники. В этой школе у детей проверяют знания, а они в свою могут снять и отпечатки пальцев. Обычно в школу приходят с портфелем, а тут – со специальным чемоданчиком.
«У нас в перечне мероприятий – огромное количество тем. Например, будет мастер-класс по расследованию на месте преступления. Ребята на манекене будут собирать отпечатки пальцев, улики и заполнять протоколы», – объясняет руководитель проекта «Школа Будущего Следователя» Кирилл Гончаров.
У некоторых школьников уже есть опыт в раскрытие сложных дел: в быту они не упускают возможности распутать клубок загадочных обстоятельств.
«Иногда, бывает, что-то пропадет, а я помогаю искать. Там у друга телефон пропал – мы искали: оказалось, его мама взяла, чтобы стекло наклеить».
Маму друга в итоге задерживать не стали, решили дело по примирению сторон. Хотя Михаил рассказывает, что больше всего манит работа юриста.
Нужно только более внимательно разобраться, в чем она состоит.
В 5-6-м классах все новое окутано ореолом романтики. Дети готовы помогать хорошим людям и наказывать плохих. Первое знакомство с профессией происходит в виде игры, потом с возрастом резкого перехода на серьезные рельсы, конечно, нет, но к старшим классам, раз уж выбрали себе профессию, то эта атмосфера не должна удивлять, в ней нужно ориентироваться.
В Петербурге профориентация начинается не со школьной скамьи, а даже на подходе к ней. Дети 4-5 лет мухи не обидят, а вот исследовать ее под микроскопом – это с удовольствием. Вначале нужно выяснить, стоит муха или сидит, а затем – исследовать вопрос, за счет чего она держится на любой поверхности.
Ребенок может много раз передумать, кем станет в будущем, но важно, когда есть, над чем размышлять. Ребята постарше занимаются робототехникой, пробуют собрать беспилотник и научиться управлять им, например, под водой.
Специалисты проверяют новичков со всех сторон: если ты пришел на технический кружок, то по своей воли, а не потому, что родители считают, что так лучше.
Поэтому, после 10 минут знакомства первое задание – собрать крепление следом за наставником. Некоторые справляются моментально.
«Легко тут: надо просто разобраться в деталях. Поскольку я собираю долго конструктор, то это было легко».
Есть и те, кому сложно не только в первый раз, но и в десятый, и наставник должен это вовремя понять.
«После разговора с родителем после, скажем так, испытательного срока, ребенок понимает, что есть множество профессий и направлений, которые не лучше, и не хуже, но просто более подходят человеку», – говорит наставник курса Промышленной робототехники Алена Карпова.
Чем старше становится человек – тем более осознано смотрит в будущее. В этом 10 классе работают по проекту Росприроднадзора, они готовятся работать инженерами в отрасли.
Для этого особый упор делают на математику, физику, химию и частые поездки в профильный ВУЗ. Это – уже не знакомство с профессией, это – первые шаги.
«Я хочу стать инженером, как мой папа, пойти по его стопам, я увлекаюсь физикой химией биологией».
«У нас проводят занятие технические и экологическое. Я это еще рассматривала как вариант подтянуть математику и физику, что и делаю».
В таких классах заинтересованы и работодатели. Росприроднадзор с удовольствием пошел на контакт – требуется обновление кадров. Поэтому, дети не просто разговаривают о природе, а узнают природу профессии.
«Первая проба это будет забор воды, затем – забор воздуха и экскурсия на Невский экооператор и «Водоканал». Экология – эту всю нишу занимают Политехнический университет и Росприроднадзор. Моя же задача – это все структурировать у них в голове», – рассказывает куратор по профориентации школьников Евгения Бокова.
Высшие учебные заведения также с удовольствием включились в программу: создают лаборатории и кванториумы, в которых школьники могут заглянуть во взрослую жизнь. При этом, важно готовить не только новые кадры для предприятий и заводов, но и тех, кто будет заниматься профориентацией.
«Мы работаем по запросу всех регионов, в первую очередь – Петербурга и Ленобласти. У нас готовятся специалисты под конкретные школы, под конкретные инновационные площадки», – объясняет ректор Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена Сергей Тарасов.
Выбор сделать проще, когда есть, из чего выбирать. Дети 21 века это ощущают на себе. От первых размышлений, кем быть, до фразы «Я буду работать здесь», у них теперь множество маяков и подсказок.
Даже передумать не страшно, вредно только – не задумываться вовсе, когда вокруг столько дорог.