Все дни Форума объединённых культур были наполнены международными встречами. Культурный обмен не по отмашке сверху, а по инициативе тех, кто искусство создаёт. Так Валерий Гергиев, гендиректор Большого театра, художественный руководитель - директор Мариинского, высказался за наращивание творческого обмена возглавляемых им коллективов с Китаем. Этот год для обеих стран особый. Во-первых — перекрёстный год Культуры, а во-вторых, в этом году ровно 75 лет установлению дипломатических отношений между нашими странами. И кстати, как прозвучало на форуме, российскую культуру в Поднебесной знают лучше, чем мы — китайскую. Это ли не повод повнимательнее присмотреться к укладу жизни и традициям страны-партнёра. И не через призму дипломатических комплиментов, а прямо из рук в руки. Людям о людях — Виктория Райская.
Серебряный возраст по-китайски. Трудно поверить, но Ван Минь-Минь — 75. Она ровесница Китайской Народной Республики, провозглашенной в 1949 году. И первым нового восточного соседа признал как раз СССР. Прямо на следующий день. Минь-Минь вспоминает: в школе она три года учила русский. Поэтому почти без акцента говорит.
В этом клубе Минь-Минь танцует с тех пор, как ей исполнилось 60. Конечно, в её жизни на пенсии есть обычные хлопоты, забота о семье, внук в этом году поступил в университет. В общем-то, всё, как у нас. Включая поддержку активного долголетия.
«Государство предоставило нам площадку, где мы создали наш танцевальный клуб, чтобы жизнь была насыщенной. Мы собираемся вместе и иногда даже устраиваем танцевальный батл между кварталами», — сказала Ван Минь-Минь.
Минь-Минь в прекрасной форме. И для своих ровесниц в Петербурге китайская пенсионерка показывает упражнение, которое поможет сохранить молодость и крепость суставов. Называется «Журавль учится летать».
Этот «Квартал 228» в Шанхае резко выделяется на фоне небоскребов. Старый рабочий район, который решили реконструировать. Что-то вроде нашего Кондратьевского жилмассива. И тоже для льготников. Правда, квартиры только в соцнайм, зато по ценам в 2 раза ниже средних шанхайских: от 3 200 юаней в месяц, это примерно 40 тысяч рублей. Магазины, школа — всё в шаговой доступности. В Китае это называется 15-минутная концепция.
В эту четверть часа попадает и местный рынок. Бои Ян каждый день играет здесь с товарищами в китайские шахматы. Принцип народной дипломатии: хотите узнать всё об отношениях между странами — идите на ближайший базар.
«Китай и СССР установили дипотношения давным-давно. Были хорошие времена, были немного сложные. И сейчас мы рады видеть, какие между нами замечательные отношения. И нам нравится господин Путин», — сказал Бои Ян, житель Шанхая.
В мае Россия и Китай объявили о старте совместного проекта. Это перекрёстные годы культуры. 51 город в Китае и 38 в России. В том числе Петербург и его побратимы.
Мы находимся на смотровой площадке знаменитой телебашни «Восточная жемчужина». Её высота почти полкилометра — 468 метров. Виды отсюда открываются такие, что дух захватывает. Для сравнения, высота петербургской башни 201 метр. Петербург и Шанхай связывают давние побратимские отношения. Соглашение было подписано еще в декабре 88 года. 36 лет назад.
Кроме Шанхая, у Петербурга есть еще один китайский брат — Чэнду. И во всех городах пройдут гастроли, фестивали и выставки и не только. Ведь год культуры для россиян и китайцев — это возможность узнать друг друга лучше. Об этом говорят и на самом высоком уровне, и на шанхайском рынке.
Несмотря на то, что ведущих на китайском телевидении активно заменяет нейросеть,а в лифте робота можно встретить чаще, чем соседа, но многие традиции в Китае не подлежат цифровизации. К примеру, в национальном парке в городе Чэнду до сих пор пользуется спросом ярмарка женихов и невест. Тьсян-тьси. В буквальном переводе — уголок для знакомства. Ряд с синими анкетами — это предложение от мужчин, а ряды с розовыми — их, кстати, в разы больше — от девушек. Подать такую анкету можно только оффлайн, здесь же в парке. Фотография только по запросу. А телефон — внимание — не самих кандидатов, а их родителей. Шон Ин Хы с супругом ищет спутника жизни для своей 25-летней дочери. Говорит, та работает учительницей начальных классов и никак не может найти мужа. Какой же он — идеальный зять?
— С хорошим доходом должен быть человек, а значит при должности и зарплате. Лучше госслужба.
— А как же человеческие качества?
— И это, конечно! Чтобы умный был и симпатичный.
Но эталон пока не встретился. В анкетах биографии в основном, тех, кому от 30 до 40. Что отмечают особо? К примеру, отсутствие кредитов. Обязательно пишут, работают ли ещё родители, или уже на пенсии и требуют помощи. Если анкета заинтересовала, то дальше связываются родители, и назначается встреча. Хуань Ин — владелец кафе в четвертом поколении неподалеку от ярмарка женихов и невест.
«Да, я знаю такие пары, которые поженились именно с помощью этой ярмарки! В наше кафе часто приходят как раз на смотрины, пьют чай. Потом возвращаются уже после свадьбы», — рассказал Хуань Ин.
И в этом особенность Китая: давние, а то и древние традиции здесь инсталлированы в матрицу современной жизни. И буквально за каждой деталью скрывается смысл, уходящий корнями глубоко в века. К примеру, в офисах мы то и дело встречали иероглиф «фу», он обозначает счастье. Эти открытки так и будут висеть до следующего китайского Нового года. А вернее — праздника весны. Ведь китайцы избегают даже слова плохой. А вместо него скажут «ну в принципе хороший».