От Айвазовского и Репина до Покраса Лампаса. Новаторская выставка «Весть» открылась сегодня в корпусе Бенуа Русского музея.
Проект объединяет 300 произведений из крупнейших хранилищ и частных коллекций. Среди них и знаковые полотна древнерусского искусства и сайнс-арт. Что объединяет шедевры и почему даже хорошо известные картины для зрителя окажутся тайниками новых смыслов?
Почетное право открытия выставки – у знаменитых произведений русского искусства. Посетителям предлагают по-новому взглянуть на классику, обратить внимание, например, на выразительность речевой коммуникации, мимику и жесты героев картины Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Шедевры заговорили совсем по иному.
Впервые в истории музейного дела России «Весть» – это лейтмотив масштабной экспозиции. Около трехсот произведений из государственных и частных коллекций показывают способы передачи и получения информации. Именно «Весть» объединяет молодых мастеров кисти с именитыми классиками русской живописи. Инсталляция «Ящики», передающие искаженные послания современного автора Александра Дашевского, например, соседствует с хрестоматийными произведениями Кипренского или Айвазовского.
«Я надеюсь, Репин не в обиде. Мне кажется, мы с ним тут довольно остроумно соседствуем. Это приятно и мне как-то важно, чтобы с моей работой, которая попала в фонды, она не просто лежала мертвым грузом. Эта работа уже выставляется Русским музеем уже во второй раз. Первая была выставка новых выступлений», – рассказал художник Александр Дашевский.
В уголке авангарда радикальны не только художественные взгляды авторов. Мастера устремляются к коммуникации в системе мировых координат и возвращаются к более «земным» форматам, таким как, например, изображение писем. И если в знаменитой «Венере» Михаила Ларионова это традиционный символ любовного признания, то в работе Наталии Гончаровой письмо только пространство для творчества. В центре тематического блока «Послание как ритуал» – «Краснодонцы» Соколова-Скаля. По выражением лиц легендарных молодгвардейцов видно, как важно для них каждое слово из доклада Сталина в годовщину октябрьской революции. Кто-то даже записывает информацию чтобы затем распространить её с помощью листовок.
«О прессе говорят много. Сейчас это как никогда актуально. Но вот собрать вместе произведения художников, которые бы размышляли именно с этической точки зрения о том что такое передача информации , вести, новости, такого еще не было ни в музеях ни в галереях», – рассказала ведущий научный сотрудник Русского государственного музея Анастасия Карлова.
Осмыслили и телевизионную тему. Мотив стремительно устаревающих технологий представлен глазами современных художников. Сенсационная, как считают авторы, экспозиция позволит по-новому взглянуть на мир информации — от Иконописи до сигналов из космоса. При этом центром на выставке, как впрочем и в любом технологическом процессе, всегда остается человек.