В реестр Министерства цифрового развития входит более 18 тысяч российских IT-компаний. В сфере информационных технологий сегодня занято 450 тысяч человек. Много это или мало? О перспективах и трендах отрасли нашей программе рассказал президент ассоциации «Руссофт» Валентин Макаров.
– Валентин Леонидович, у нас в стране тысячи компаний, которое занимаются IT-индустрией. Есть ли какие-то данные по росту этой индустрии за последние годы?
– Конечно, мы уже 21 год измеряем температуру по больнице. Вот в прошлом году общий объем продаж компаний составил почти 2 триллиона рублей. Это довольно прилично. Рост 19%. В прошлом году был рост 23%. Это, конечно, связано с санкциями, которые против нас применены, с уходом американских и других компаний с российского рынка. С другой стороны санкции привели к тому, что опасения вторичных санкций снижают возможности продажи традиционным нашим клиентам в развитых странах: в Америке в Европе и приходится переориентироваться в дружественные страны. И поэтому экспорт и продажи за рубежом немножко снизились.
– Я так понимаю, дружественные страны – это в первую очередь страны БРИКС. И именно туда у нас основной экспорт и идет нашего ПО?
– Пока еще он идет в первую очередь в страны ЕАЭС. Следующим большим регионом для нас скорее всего является Индия, страны Юго-восточной Азии, арабский мир, Северная Африка и начинает развиваться Латинская Америка. Дружественный мир рассматривает Россию, как страну, в которой есть условно говоря ген технологического суверенитета. У нас кратно увеличились кибератаки на системы, а они работают. Другое дело, что экспорт в дружественные страны, он сильно отличается от того, к чему мы привыкли. Здесь не очень высокий уровень компетенций клиента, значит, нужно поставлять не отдельные блоки, а целые платформенные решения.
– А еще обучать. И обучать их, конечно. Делать трансфер технологий.
– Это можно превратить в поток, который приведет российскую индустрию в число лидеров стран БРИКС, а вместе со странами БРИКС с их рынком в 7 миллиардов человек – это практически гарантированно дает России быть среди мировых лидеров. Если говорить о кадровом обеспечении IT-индустрии, насколько у нас сейчас рынок полон специалистов?
– Ну у нас дефицит кадров уже, наверное, лет 10-15, да.
– Есть такое впечатление, что огромное количество джуниоров, которые получили подготовку, могут стать сотрудниками компаний – не могут. Что касается старших разработчиков, миддлов так называемых, которые занимаются основной массой разработки, ими стать какое-то время понадобится и они всегда в дефиците. Всегда были и будут в дефиците. Как проблему решить? Одно из решений, которое государство наше поддерживает – это увеличение бесплатных мест для подготовки IT-специалистов в ВУЗах. Это переподготовка тех специалистов, которые имеют инженерное образование, но в другой сфере.
– Если подытожить, какие главные тренды в IT-индустрии вы сейчас наблюдаете?
Во-первых, это, конечно, быстрый рост. Но это только часть, тактическая часть работы. Вторая часть работы – это взаимодействие с БРИКС и создание нового технологического уклада. Этот тренд явен совершенно.