Свадьба в царской России была праздником общественным и обряд вступления в брак был строго регламентирован. Существовал даже некий свод правил, который определял как подготовиться к торжеству, что надеть и что подарить.
Перед тем, как брачующиеся скажут «Да» перед Богом и их союз зарегистрируют на небесах, нужно было урегулировать земные вопросы. Заключению брака предшествовала помолвка. Зинаида Нарышкина для обручения с князем Юсуповым выбрала платье из розового кашемира с рукавами-жиго. Рядом в витрине — икона, которой отец благословил девушку. Приданое невесты зависело от состояния семьи.
«У очень богатых невест оно выставлялось в нескольких комнатах либо особняка, либо квартиры. Если существовал герб жениха и герб невесты, то их соединяли вместе и вот эти марьяжные гербы мы можем увидеть на предметах, которые поступили из Юсуповского дворца», — отмечает куратор выставки, ведущий научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа Юлия Плотникова.
В самый важный день — день венчания — невесты облачались в светлые платья. Они были белые или цвета слоновой кости. Фасон зависел от времени церемонии: утром надевали закрытые наряды, вечером допускались чуть более смелые — с небольшим декольте и коротким рукавом. В центре экспозиции — подвенечное платье великой княжны Ксении Александровны. Одеяние невест императорских и княжеских родов отличались особой роскошью.
«Эти откидные рукава, длинный шлейф, который помогали заносить шаферы. Платье очень тяжелое, оно весит больше 10 килограммов», — добавила куратор выставки, ведущий научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа Юлия Плотникова.
В зале Малой церкви Зимнего дворца представлено около 50 предметов. Экспонаты передают красоту свадебной церемонии, волнительную подготовку к ней и знакомят с традициями прошлых веков.
«В любом случае, это было красиво и стало частью совершенно замечательных традиций, о которых мы говорим в свете наших ценностей государственных и народных ценностей», — отметил заместитель генерального директора Государственного Эрмитажа Александр Прохоренко.
Кроме дня свадьбы в высшем обществе было принято отмечать юбилеи бракосочетания. Хорошим тоном считалось дарить подарки из драгоценного металла — золота или серебра. Такой дар — часы работы Карла Фаберже , получили Александр III с супругой. Как отмечают в Эрмитаже, эта выставка — стремление заглянуть вглубь вещей и показать современникам, что свадьба не ограничивается маршем Мендельсона, это история длиною в жизнь.