Как будет выглядеть мемориал, посвященный Ленинградской битве? На этой неделе жюри определило проекты, которые теперь будут конкурировать за право воплощения замысла в реальном пространстве. Мемориальный парк появится на Пулковских высотах, займет огромную территорию – около 17 гектаров.

Чтобы представить, как близко враг подошел к Ленинграду, достаточно посмотреть в сторону города. С Пулковских высот до Московской площади на машине не больше 20 минут.

Рельеф холмов, говорят архитекторы, сохранил последний рубеж обороны. Раны от снарядов – главные элементы этой композиции.

«Мы подняли карты времен войны, обвели условно эти воронки, подняли траншеи, которые там существовали, и за счет этого создали такую среду», – объяснил архитектор Арсений Киргизов.

Самая крупная воронка – гигантская чаша. Там посетителей встретят защитники и жители осажденного Ленинграда.

«Наша чаша – это место встречи настоящего, прошлого и будущего. Ты можешь прийти в эту чашу, посидеть рядом с бойцом, постоять с ним рядом», – сказала архитектор Саша Покатович.

Фото: Архитектурное бюро «А.Лен»

Не монументальные исполины, скульптуры в человеческий рост. Чтобы помнили – подвиг совершили такие же обычные люди.

«Нам было важнее заставить человека больше не просто посмотреть и увидеть этот образ, а скорее что-то почувствовать более сложное», – добавил архитектор Арсений Киргизов.

В парке – череда стен с проекциями. От чаши – дорога на Берлин. От привычных образов архитекторы, говорят, ушли намеренно.

«Многие объекты имеют привычный сценарий, ты видишь объект издалека, это, как некая доминанта, и знаешь, что тебя ждет в итоге на финише», – добавила Саша Покатович.

«Парк подразумевает, что здесь процессии будут какие-то проходить, какие-то возложения венков, цветов, в памятные дни. Это все равно процессия, это почти религиозная вещь, когда идет большая группа людей, она не должна никуда ни вправо, ни влево теряться, путаться, она идет к какому-то объекту», – сказал заслуженный архитектор РФ Сергей Орешкин.

Фото: Архитектурное бюро «А.Лен»

Триумфальную колонну венчает фигура солдата, который из окопа идет на врага. Мемориалы, объясняет архитектор, должны быть по-хорошему просты и понятны каждому. Независимо от культуры и языка.

«Как могли вообще остановить вот такую огромную армию, которая за месяц прошла от границы до Ленинграда, как смогли остановить, потом три года удерживали довольно-таки мощную армию немецкую, это впечатляет – это основной импульс по этой работе», – отметил Сергей Орешкин.

Новый объект, очевидно, станет главным воинским мемориалом не только Петербурга, но и Ленинградской области.

«Мы же понимаем, что это один из элементов уже большого количества самых разных комплексов, памятников – Парк Победы на Московском проспекте, Пискаревское мемориальное кладбище, Марсово поле, Дорога Жизни, Разорванное Кольцо», – сказал Сергей Орешкин.

«Еще один момент – это то, насколько будущий монумент вписывается в существующий зеленый пояс славы. Была задача сделать достаточно лаконичную вещь, сдержанную, которая вписалась бы в уже сложившийся ансамбль», – объяснил архитектор Андрей Трощиненко.

Фото: Архитектурное бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры»

Мечи, лучи или крест, который четыре года нес советский народ. Строго, скромно, символично. На создание этого монумента вдохновил символ тревожных ленинградских ночей.

«Эта часть парка – она символизирует войну, именно поэтому ходить по нему не должно быть удобно. Это действительно противоестественная вещь», – сказал Андрей Трощиненко.

Идея с траншеей, похожей на ту, что у конкурентов трансформировалась в мощные стены неприступного бастиона.

«На мой взгляд было бы не совсем правильно использовать язык 19-го или там 18-го века в веке 21-м, даже в применении к объектам, которые начали строиться в 20-м веке», – добавил Андрей Трощиненко.

«Вот это лорика сегментата на Нарвских воротах, и на здании Главного Штаба – ведь Древний Рим, а это эпоха классики, то есть мы имеем тоже какое-то полное право вести разговор вот такими высокими категориями. Мейнстрим архитектурный, да и вообще в жизни мейнстрим, вещь такая – она не для величественной темы победы», – сказал заслуженный архитектор РФ Михаил Мамошин.

Арка насыщена символами. Солдаты, моряки, рабочие, ополченцы. Под куполом – крест. А на вершине в праздничные и траурные даты, как на ростральных колоннах будет загораться пламя.

«Создавать очередной мемориальный комплекс, который был бы похож на предыдущие, уже не хочется. Хочется, чтоб действительно было это отличительной чертой, фактически мы уже в 21-м веке. Для новых поколений событие должно быть эмоционально, должно трогать», – отметил руководитель архитектурной студии Евгений Подгорнов.

Фото: Архитектурное бюро «Intercolumnium»

Прозрачный столб, к которому сходятся пять дорог. Взмывая ввысь, они, объясняет архитектор, будто берут под защиту конструкцию. По сути –гигантский экран.

«Это будет какой-то сменой событий, которые там можно демонстрировать, что мне кажется важно, особенно для нового поколения. Человек приходит получить дополнительную информацию, если она будет на протяжении многих лет одна и та же, мне кажется – это наверное как-то немножко ослабит интерес», – добавил Евгений Подгорнов.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

На суд жюри автор представил еще две работы – метроном. И звезду. В сердце которой звонят колокола.

«Есть лестница, и такая смотровая площадка, на которую можно подняться, и наверное, и если мы говорим о каком-то круглогодичном использовании мемориала, тут можно проводить посвященные каким-то событиям, действия», – подытожил Евгений Подгорнов.

Глядя на грандиозные проекты, жюри не позавидуешь. Выбрать придется один. Не менее сложная задача у строителей. Уже через год в чистом поле появится парк и монумент в честь героев и памяти жертв битвы, которая стала одним из поворотных событий в истории всего человечества.