Выставки, лекции, экскурсии и первый «Набоковский фестиваль» открываются на крупных площадках Петербурга. К 125-летию со дня рождения писателя, поэта, переводчика, литературоведа и энтомолога Владимира Набокова запустят масштабный проект, организованный ведущими музеями Северной столицы. О человеке, которого не раз выдвигали на Нобелевскую премию и который вошел в мировую литературу как писатель, мастерски играющий словами и смыслами.
Любил Владимир Набоков литературу и бабочек. Отложив перо, за пестрыми насекомыми писатель с азартом охотился часами. В переливах крыльев цвет будто ускользает от зрителя. Небольшие голубянки – любимые бабочки Набокова.
«Снаружи-то у них крылья такие яркие-яркие, но и, чтобы привлекать, чтобы у полов встреча была, а обратная сторона крыльев – она очень такая невзрачная. Бабочка сложит крылья, и ее перестает быть видно», – рассказал заместитель директора по научной работе ФГБУН Зоологический Институт РАН доктор биологических наук Сергей Синев.
Людей невзрачных писатель не жаловал. Первую любовь водил в кино, гулял вместе с ней по Таврическому саду. Рассталась пара, когда молодой Володя понял – с девушкой больше не о чем говорить.
Татьяна Пономарева, научный сотрудник института Русской Литературы «Пушкинский Дом»
«Ни он, ни Вера Евсеевна (его жена) не скрывали. Наверное, нельзя сказать – пренебрежения, какого-то отсутствия интереса к тем людям, которые отличались от них просто по уровню образования, по уровню культуры. Они не скрывали, что им интересно и хочется общаться с теми, с кем есть о чем поговорить», – рассказала научный сотрудник Института русской литературы «Пушкинский дом» Татьяна Пономарева.
И все же на первые стихи юношу вдохновила именно та самая Люся. У замерзшего на зимних свиданиях Набокова расцвел поэтический талант.
«Набоков о ней написал в «Других Берегах». Он писал только о том, что он считал важным. Если бы он не считал это важным, он бы не посвятил ей целую главу. Им нужно было где-то греться, они ходили в основном по музеям, что еще было – музеи и кинотеатры», – рассказала Татьяна Пономарева.
От ностальгии по России писатель, похоже так и не избавился. Как турист в 60-х или 70-х вполне мог бы вернуться на Родину. Вот только сторонник личной свободы не питал он теплых чувств к Стране Советов.
Вместо писателя в Петербург вернулись его вещи. Сачок, говорят в музее – пожалуй, главная метафора самого Набокова. Он одинаково ловко ловил бабочек и ощущения.
«Это самые первичное общее впечатление, которое возникает сразу. То есть вы, например, подходите к берегу моря, вы не море видите, не отдельные волны, вас оплескивает какая-то волна синего цвета, и потом из этой волны формируются какие-то волны, барашки. И вот Набоков очень ярко умел это делать», – рассказал директор музея-квартиры В. В. Набокова кандидат филологических наук Андрей Аствацатуров.
Такое внимание к образам опытный энтомолог Набоков явно подглядел у любимых бабочек. Погрузившись в жизнь насекомых, говорят исследователи, писатель вдохновился чудом эволюции.
«У некоторых бабочек есть рисунок, напоминающий глаза. И вот, значит, бабочка резко раскрывает крылья, и показывает эти глаза – это выглядит, как сова», – объяснил доктор биологических наук Сергей Синев.
Замысловатые узоры на хрупких крыльях писатель скопировал на страницах своих книг.
«У Набокова внутри текста существует своего рода узор, систематически повторяющиеся образы, лейтмотивы, или повторяющиеся слова, схожие по звучанию. Узор, который прошивает роман или рассказ Владимира Набокова, и как не парадоксально – эти узоры являются ключами к его произведению», – отметил кандидат филологических наук Андрей Аствацатуров.
Вечный скиталец Набоков, как и бабочка, сумел прожить несколько жизней. Неизменно уходя от турбулентностей эпохи, сохранил себя. Непримиримый сторонник индивидуализма, он проповедовал любовь к каждому мгновенью жизни.