Вторая жизнь «Последнего дня Помпеи». Русский музей приступил к масштабной реставрации исторического полотна Карла Брюллова. Впервые в истории музеев нашей страны трудиться реставраторы будут на глазах у посетителей.
Интересный факт. В процессе написания художник много раз менял освещение и ракурс персонажей. В правой части картины юноша держит в руках тело бездыханной невесты. Но благодаря первичному анализу стало понятно, что по начальному замыслу девушка была жива. Но Брюллов решил добавить драмы.
Впервые за почти тридцать лет ценный экспонат покидает экспозиционный зал, чтобы пройти полную комплексную реставрацию. Монументальное полотно четыре с половиной на шесть половиной метра, специальным оборудованием бережно снимают со стены, отделяют от рамы и готовят к передаче в руки опытных реставраторов.
«Сейчас мы находимся на начальном этапе. Мы исследуем поверхность произведения, мы проводим технические исследования, отрабатываем методику предстоящего утончения лака, разрабатываем оптимальный состав, которым мы будем работать», – отметил заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи Государственного Русского музея Марат Дашкин.
Наслоения лака за два прошедших века исказили авторский колорит произведения. Образовался так называемый желтый фильтр. Художники реставраторы планируют максимально приблизиться к цветам которые были подобраны Брюлловым.
«Вот, мы видим, какой у нас градиент белого. От желтого к светлому, при том, что это в плоскости одна одежда», – рассказал заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи Государственного Русского музея Марат Дашкин.
Одновременно с восстановлением полотна специалистам отдела реставрации золоченой резьбы предстоит поработать над рамой, которая сама по себе является произведением искусства и была изготовлена специально для творения Брюллова.
«Это тоже сложнейшая реставрация, потому что очень много тонировок на ней содержится. Сама рама достаточно богато украшена орнаментально и покрыта сусальным золотом, которое конечно во многом пострадала и мы надеемся что все утраты будут восстановлены и рама будет таким же достойным обрамлением произведения высочайшего качества», – отметила заместитель генерального директора по учету, хранению и реставрации музейных ценностей Государственного Русского музея Ольга Бабина.
Город, погребенный под вулканическим пеплом, не давал покоя художнику. Он тщательно изучал архивы, принимал участие на раскопках древнеримского города, годами собирал свидетельства и будто бы сам пережил трагедию, вызванную извержением Везувия. Общепризнанно, что Брюллов идеально изобразил последний миг Помпеи.
«Когда он посетил в 1828 году, видимо, или в 27-м, с графиней Марией Григорьевной Разумовской, первой заказчицей полотна Помпеи, он был совершенно потрясен. И письмо, огромное длинное письмо, которое он написал родителям в Петербург, там он рассказал о своем впечатлении от посещения эпопеи и знаменательно, что завершается это письмо, после рассказа о впечатлениях, короткой фразой: «Я задыхался», – отметил заместитель генерального директора по научной работе Государственного Русского музея Григорий Голдовский.
Реставрацию проведут на глазах у всех. В зале №86 Корпуса Бенуа скоро появится стеклянная перегородка, и ближайшие 10 месяцев мастера будут работать под любопытными взглядами посетителей музея. В арсенале специалистов – столетний опыт реставрационной школы Русского музея. Ведь всемирно известный шедевр русской живописи, одна из визитных карточек собрания, в следующем году станет чуть ли не ключевым экспонатом уникальной выставки в Михайловском замке, посвященной 225-летию со дня рождения художника.