Реставраторы закончили 4-летнюю работу в двух корпусах Арсенала и здании Тюрьмы Выборгского замка. Эти помещения станут частью полезного пространства музея - там, в частности, разместятся фонды.

О том, что здесь когда-то отбывали наказание осужденные за тяжкие преступления, сейчас уже ничто не напоминает. Разве, что решетки на окнах, как отголоски суровой жизни в казематах. Впрочем, местами не столь отдаленными эти помещения были не всегда. Это только малая часть почти тысячелетней истории замка. Например, в те времена, когда в цитадели размещалась резиденция выборгского генерал-губернатора, здесь размещалась канцелярия. А самая ранняя история крепости восходит аж к XIII веку.

«В замке жил большой феодал в системе шведского королевства, который подчинялся, как правило, подчинялся королю. Он отвечал за то, что с местных крестьян в окрестностях в радиусе 100-200 км собирал подати и часть этих податей отправлял королю», — отметил заместитель директора Выборгского объединенного музея-заповедника Алексей Мельнов.

За семь веков  сооружение не раз перестраивалось, менялось и его предназначение. Стены  словно многослойный пирог. Во время последней реставрации обнаружили часть внутренней самой древней стены замка. Было принято решение не прятать уникальную находку за облицовкой.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Предположительно это северная оборонительная стена замка, которую мы можем датировать от 1570-ми годами, это самый настоящий XVI век. Это самая толстая стена в объеме всего здания. Что для нас оказалось загадкой мы нашли следы каменной постройки, которые вероятно старше еще даже не только здания тюрьмы, где мы с вами находимся, но и оборонительной стены 1570 годов», — рассказал заместитель директора Выборгского объединенного музея-заповедника Алексей Мельнов.

Как и любой музей обладающий богатейшими фондами, Выборгский нуждается в дополнительных площадках. Поэтому здание тюрьмы приспособили для собственной жизни, здесь разместится закрытое фондохранилище. В порядке редкого исключения нашей съемочной группе разрешили войти в помещения, куда в будущем вход будет заказан.  

«Наша коллекция одна из самых больших в ленинградской области насчитывает более 120 000 единиц хранения и все эти помещения которые вы видели сегодня они будут полностью приспособлены для хранения и комплектования нашей коллекции в будущем», — рассказал директор Выборгского объединенного музея-заповедника Валентин Белоусов.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Нашлось место и для выставочных экспозиций. Они разместятся в двух других отреставрированных корпусах — арсеналах. Для гостей стал полностью доступен «нижний двор» замка, столь любимый кинорежиссерами. Именно отсюда открывается пожалуй один из красивейших видов  —  на самый большой донжон Скандинавии, башню святого Олафа, которая также пережила новое рождение.  

«Нижняя часть практически полностью закончена за исключением некоторых объектов: здание Дома наместника, три корпуса Цейгаузы и здание тюрьмы и здание двух корпусов арсеналов, они уже сданы. И в принципе мы готовы, ну какие-то уже используем, какие-то готовим либо к экспонированию, например зал арсеналов, либо к его переезду в фондовой коллекции», — отметил директор Выборгского объединенного музея-заповедника Валентин Белоусов.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Уникальные  исторические находки, обнаруженные при реставрации, станут частью собственной коллекции музея. Некоторые из них уже выставлены, как, например, раскрытый в кладке исторический оконный проем, здесь же в разное время размещались входные ворота в замок. Среди прочего образцы выборгской промышленности, предметы военной и мирной жизни конца XIX столетия.

Артефакты, найденные во время реставрации, легко потянут на отдельную экспозицию. Важная часть это письма из прошлого, среди которых записка Эйнара Хёглунда, который в 1926 году участвовал в ремонтных работах на территории Выборгского замка.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Свой пролетарский привет каменщик Хёглунд замуровал в одной из стен замка. Автор настойчиво стучался в будущее. Используя тайники в качестве межвековой почты в разных частях  крепости.

«Сам Хёгмунд был каменщиком и производил работу не только на здании тюрьмы но и например на здании башни Сапожника. О чем оставил автограф на ее фасаде. То есть он при хорошем свете можно его рассмотреть на штукатурке прям есть его автограф», — продолжил Валентин Белоусов.

Непробиваемые стены хранят в себе еще множество историй где пространство и время сплелись воедино. Впереди еще немало находок и открытий.  Помещения верхней части замка все еще ждут своей очереди реставрации. Но средневековая доминанта с гордо реющем крепостным флагом на башенном куполе всегда будет местом притяжения неравнодушных к средневековью туристов замкового острова — части «Серебряного ожерелья России».