3 декабря «Петербург-концерт» и Симфонический оркестр Санкт-Петербурга под руководством народного артиста России, виртуозного скрипача и дирижера Сергея Стадлера представляют юбилейный Десятый симфонический марафон. Проект, не имеющий аналогов в музыкальном мире, является исключительным событием культурной жизни города и привлекает внимание любителей и знатоков академической музыки.

Концепция симфонического марафона сложилась в 2014 году: один оркестр под управлением одного дирижера исполняет многочасовой концерт, освещающий творчество того или иного композитора или важные историко-культурные явления. За это время в исполнении Симфонического оркестра Санкт-Петербурга прозвучали все симфонии Моцарта, Шуберта, Шумана, Брамса, Чайковского, «Лондонские» симфонии Гайдна, а также Двенадцать симфонических поэм Листа. Проект прошлого года «Симфонии мистики и просветления» объединил сочинения выдающейся плеяды отечественных и зарубежных композиторов второй половины XIX – начала XX веков. Одним из ярчайших сюжетов в истории марафона стал восьмичасовой концерт, посвященный наследию Бетховена: это музыкальное событие официально признано рекордом России.

Фото предоставлено телеканалу «Санкт-Петербург» организаторами

«Симфонический марафон – 2023. Рахманинов» приурочен к 150-летию со дня рождения великого представителя отечественной музыкальной культуры. Дар Рахманинова, в творчестве которого при глубоком соединении с европейскими музыкальными тенденциями нашли отражения истинно русские черты характера и мировоззрения, включал три полноценные ипостаси: композитор, пианист, дирижер. Рахманинов отмечал: «Музыка прежде всего должна быть любима; должна идти от сердца и быть обращена к сердцу. Иначе музыку надо лишить надежды быть вечным и нетленным искусством». 3 декабря в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга прозвучат самые значительные симфонические партитуры композитора.

Марафон стартует в 16 часов с исполнения Первой симфонии Рахманинова. Премьера состоялась в марте 1897 года в Санкт-Петербурге под управлением Глазунова и по мнению многих критиков оказалась провальной. Симфонию заклеймили как «декадентское» произведение, а молодому композитору потребовалось несколько лет, чтобы справиться с глубокой депрессией и вернуться к работе. Любопытно, что при жизни Рахманинова, согласно его строгому запрету, Первая симфония больше не исполнялась. Вновь – и на этот раз с большим успехом – она прозвучала спустя почти полвека, в 1944 году.

Гости марафона также услышат Третью симфонию Рахманинова: эта монументальная партитура, пронизанная русским духом и наполненная искренней любовью и тоской по родине, впервые прозвучала в Филадельфии в 1936 году и стала последним обращением Сергея Рахманинова к жанру симфонии.

В программе марафона прозвучат оркестровая сюита «Симфонические танцы» (1940) и симфоническая поэма «Остров мёртвых» (1908–1909): созданные в разные периоды жизни композитора, выдающиеся образцы своего жанра развивают тему духовных исканий, красной нитью прошедшую через творчество Рахманинова: философское осмысление этапов человеческого бытия сквозь призму искусства.

Фото предоставлено телеканалу «Санкт-Петербург» организаторами

Завершится юбилейный марафон Второй симфонией Рахманинова – одной из самых значительных партитур отечественного и мирового музыкального искусства. После первого исполнения в Санкт-Петербурге в 1908 году можно было прочитать такой отзыв: «Новая симфония есть, прежде всего, свое, рахманиновское, свободно порожденное внутренним миром тонкого и цельного художника, самостоятельно думающего, чувствующего, переживающего».

Вторая симфония, написанная в период творческого расцвета, явилась воплощением основных тем, образов, эмоционального строя и языка, в полной мере свойственных стилю Рахманинова и его великой музыке, доставшейся нам в наследство.