Меньшиковский дворец на Васильевском острове готовится сбросить строительные леса. Завершается ремонт фасадов. Один из тех, что должен поддержать историческую кладку и обновить впечатление у всякого, кто проходит мимо.

Этот дворец – ровесник петровской эпохи, за всю свою жизнь привыкший ко множеству учтенных и неучтенных переустройств. Его все время улучшал первый хозяин – светлейший князь Меншиков, потом с его фасадов сбивали пышность и изысканность военные разных эпох, меняли и снаружи, и внутри.

Великая Отечественная война не прошла для дворца бесследно. В общем, череда бесконечных переделок, ремонтов и перепланировок. Когда и кто положил этому конец? Насколько сейчас Меншиковский дворец соответствует своему историческому облику? Что научная реставрация смогла вернуть архитектурному памятнику, а перед какими утратами оказалась бессильной?

Самое старое из каменных построек Петербурга – Меншиковский дворец с более чем 300-летней историей сегодня вновь готов преобразиться. Пройдены самые сложные этапы реставрации фасадов.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Произведены работы по ремонту кирпичной кладки. То есть, воссоздавалась фактура кирпича: в тех местах, где есть очень сильные утраты. Проводилась вычинка кирпича, там где кирпич разрушился больше чем на 50%. Произведен ремонт шовного заполнения. Все работы производились материалами, аналогичными историческим», – рассказал представитель подрядной организации Дмитрий Соколов.

По прогнозам реставраторов, проведенные работы значительно продлят жизнь здания. С правильным уходом и регулярным техническим обслуживанием следующую реставрацию можно оттянуть надолго.

«По нормативам, фасад, в общем-то, должен выдержать эксплуатацию в районе 8 лет. После чего, в общем-то, стоит на него обратить внимание: посмотреть, и если с фасадом ничего не произошло, пусть работает дальше. Мы говорим о реставрации, не о ремонте. Любое вмешательство – даже реставрационное – это все равно травма для памятника», – отметила начальник сектора технического надзора отдела реставрации и ремонта Государственного Эрмитажа Оксана Ермолова.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Ровесник петровской эпохи счастливо избежал варварской эксплуатации, но в угоду своим многочисленным хозяевам менялся часто, с каждым разом все больше отдаляясь от первоначального облика. Дворец утратил нарядный вид еще в середине 18-века, когда сам Меншиков попал в опалу, а комплекс зданий на Васильевском острове занял кадетский корпус.

Величественные статуи на аттике, а также – вазоны и княжеские короны исчезли с фасада как неуместные для военного учебного заведения. Высокая, с переломом, кровля в голландском стиле стала обычной двухскатной, перестроили и внутренние помещения. Так роскошь уступила место строгости не менее, чем на 2 столетия. Лишь только в 70-х годах 20 века, когда дворец передали Эрмитажу, началась его научная реставрация.

«Сначала были исследования. Послойно потихоньку все это раскрывали: помещения, в том числе – фасады. Надо было понять, как выглядел фасад при Меншикове, потому что на тот момент он уже сильно был изменен, имел совсем другой характер архитектуры. Вот видны раскрытые фасады: на них находятся какие-то фрагменты исторических кладок и исторических типов отделки. На основании этого прорабатывается проект – как раз вот у нас есть проект, который уже воссоздание этого фасада и уже реализованный на данный момент – то, что мы видим», – рассказал заведующий сектором архитектурно-методического надзора архитектурной службы Государственного Эрмитажа Дмитрий Енговатов.

Удалось разглядеть реставраторам и исторический – самый первый – оттенок фасада дворца: он оказался близким к асфальтовому. Нашли каменную капитель начала 18 века. Этот колор оставили только на одной из стен – для наглядности, а фасады перекрасили в охру. Такой выбор когда-то сделал хозяин дворца – князь Меншиков.

«Покрасили – увидели, как это ужасно в петербургском климате, и он стал другой – такой, как мы его видим сегодня. Потому что эти образцы окраски были найдены под балконом при главном входе, где вот эта арка», – поведал заведующий отделом «Дворец Меншикова» Государственного Эрмитажа Владимир Мещеряков.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Первое каменное здание города на Неве в ходе многочисленных реставраций неоднократно раскрывал свои тайны. Так, например, в кладке были обнаружены замурованные оконные проемы. Деревянные фрагменты рам свидетельствуют, что окна во дворце открывались вверх, как на корабле.

«Самое интересное – это вот, дубовый ролик. Подъемные створчики на гирьках. Как в Британии сохранились и в Голландии. Дубовый ролик и створки поднимались-опускались», – добавляет Владимир Меещеряков.

На европейский манер были и убранства в покоях светлейшего князя. Например, все комнаты были отделаны голландской плиткой – крайне модной в петровские времена. Интерьер получался не только красивым и светлым, но и гигиеничным, так как кафель легко мылся.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Александр Меншиков мучался болезнями легких. По заключению личных врачей генерал-губернатора, ему был необходим чистый воздух, без пыли. Есть предположение, что Меншикову легче дышалось и спалось в комнатах, где стены не затянуты холстом, как это было принято в то время, а облицованы плиткой. Поэтому, в покоях Меншикова плитка установлена даже на потолке.

Почти все музейные помещения на время реставрации были доступны для посетителей. Филиал Эрмитажа не закрывался, несмотря на все неудобства. Однако, фотографии на фоне самого здания у туристов появятся только в середине октября.

Именно к этому времени музей планирует провести последние работы по замене оконных блоков и скинуть строительные леса.