Испытание на скорость, давление и надёжность. Петербургские конструкторы провели пробные пуски своей новой разработки — универсальной малогабаритной торпеды. Оружие, которое можно использовать на нескольких типах носителей. Впервые его представили на прошедшем в этом году Международном военно-морском салоне.
На поверхности Ладожского озера плавучая лаборатория. В команде, кроме капитана и матросов, инженеры концерна «Морское подводное оружие — «Гидроприбор». Их задача — предварительные испытания универсальной малогабаритной торпеды — УМТ. Или, как говорят сами специалисты, изделия.
В испытаниях торпеды участвуют несколько судов. С одного производится пуск. А на другом —установлен комплекс гидроакустического наблюдения. Это система контроля за изделием. Датчики, опущенные в воду на 25 метров, считывают как работают винты, двигатель изделия. Отслеживают шумы и срабатывание пиротехники.
Но перед стартом торпеду нужно подготовить. В систему управления и навигации закладывают необходимые параметры. Главная задача этих проб — проверить, как поведет себя УМТ при выходе из опытной пусковой установки, как будет двигаться и сработает ли спасательный механизм. В реальных условиях на его месте находится боевой заряд.
«Испытания проводит комиссия. Комиссией ставится задача. А мы — отдел испытаний, получив морское задание, создаем условия. То есть те условия, которые главный конструктор для данного этапа испытаний хочет иметь. Ну там глубина опускания, курс, дистанция прохождения и так далее», — рассказал начальник отдела испытаний концерна «Морское подводное оружие — «Гидроприбор» Владимир Безручко.
Калибр — 220 миллиметров. Вес — почти сто килограммов. Длина — около двух метров. Такие размеры позволяют устанавливать торпеду на подводные лодки, корабли, авиацию, беспилотники. Она несет боезапас в 35 килограммов. Этого недостаточно, чтобы, например, пробить броню подводной лодки, но хватит, для уничтожения вражеского беспилотника. К тому же, с носителя можно выпустить одновременно несколько торпед. Это увеличит боевую мощь. Управляются они в автоматическом режиме, при заданных заранее параметрах.
«Сейчас большое значение придается использованию беспилотных летательных аппаратов. В подводной среде это необитаемые подводные аппараты. Торпеда 220-го калибра в принципе универсальная торпеда, которая способна поражать как подводные лодки, так и так и необитаемые подводные аппараты. Она может быть также боевой частью минного комплекса или ракетного комплекса», — рассказал начальник отделения главный конструктор направления концерна «Морское подводное оружие — «Гидроприбор» Борис Коптев.
Кроме того, на предприятии разрабатывают торпеды других калибров — 324 и 533 миллиметра. Испытания погружения изделий проводят на специально подготовленном судне. На нем установлена решетка, которая подходит под разные калибры.
Еще одно устройство, которое тестировали в водах Ладожского озера — новый буксировщик для водолазов. «Коралл» — не новинка, подобный существуют. Но это первый российский образец, который задает новые стандарты эргономики. В нем практически в два раза, по сравнению с аналогами, повышены характеристики скорости, дальности хода, максимальной глубины — до шестидесяти метров. Устройство позволяет устанавливать дополнительное оборудование.
«В руках опытного водолаза при использовании достаточно легко эксплуатируется. Дополнительное оборудование помогает водолазу ориентироваться даже в обстановке плохих погодных условий, и в тёмной воде», — отметил ведущий инженер концерна «Морское подводное оружие — «Гидроприбор» Руслан Николаев.
Впереди для команды концерна испытания УМТ уже в реальных условиях. В Баренцевом море. Там торпеду запустят с настоящих носителей. А тренировки в Ладожском озере уже можно считать успешными, хоть обработана еще не вся информация о пусках.